В сущности, главное отличие - в тоне. Когда началась эпоха Ренессанса, а за нею Барокко (потом, для ясности картины, начинается эпоха Классики, потом Романтизма и, наконец, современная музыка), Европа пережила страшные века, о чём я рассказывал ранее, поэтому настроение было чуть ли не эйфорическое. Да, музыка была строгой, даже холодной и исполнялась очень чопорно, - её ещё называют фламандской школой, - но всё равно в ней была душа и теплота. Порой она невероятно гемютна. Основным инструментом была лютня.
Бесконечно более яркой или даже, можно сказать, экстатической была музыка Барокко. Хотя корни стиля уходят ещё в X-й век, это была вульгарная, испанская версия (известная как фламенко), а в благородном виде Барокко было создано в Италии; там же были созданы и все Барочные инструменты - виола да гамба, тиорба и другие. Затем уже у итальянцев учились французы, голландцы, англичане и прочие.
При этом на севере Барокко проявлялось не так экспрессивно, но всё равно трудно это слушать без умиления)
С удовольствием работал в этом жанре и сам Бах, несмотря на то, что он сдержанно относился к развлекательной музыке (он делал ей на заказ, отрабатывая навыки для серьёзной работы) и всю жизнь творил патетические проникновенные гимны, предназначенные исключительно для исполнения в церквях, а не для светской утехи. Тем не менее, он был одним из великих музыкантов Барочного стиля и много в него привнёс (сам при этом учился у Букстехуде и Пахельбеля).
И независимо от того, была ли это Северная Европа или католический Юг, Барокко было неслыханной роскошью, ведь это была не только музыка, но и литература, поэтика, мода, архитектура, манера. Ирония заключается в том, что никто и по сей день толком не может сказать, а что это такое - Барокко) Всякий это понимает по-своему, в моём преставлении это изысканность и прихотливость, доведённые до гротеска и вычура, иногда переходя во что-то жуткое)
Классика была очень "прирученным" вариантом Барокко, а затем наступила эпоха Романтизма - ваш этот Моцарт с Шопеном и прочее, что для меня совершенно невыносимо. XIX-й век, понятно. Слушать я это не могу, просто не переношу, так что без примеров.
Ну а затем начался модерн - Новая музыка. Я не знаю, почему её поняли именно так. Сколько я ни пытался выслушивать это, не испытываю ничего, кроме отвращения, неприязни, гадливости.
Это ранний вариант новой музыки, она насквозь больная, конечно, но в ней ещё есть подобие мелодии. Дальше - больше:
Как такое можно слушать?..
Ну и, собственно, уже новейшее время:
Это ж каким идиотом ещё нужно быть, чтобы затащить саксофон в академическую музыку. Типа академическую..
Невероятно, но под этот идиотический маразм они ещё умудряются "петь"! Поверить не могу...
Нет, я не понимаю! Я добросовестно пытался это выслушивать, в разном состоянии духа, с различными критериями оценки (странно, почему хорошая музыка не требует ничего подобного?..), что-то читал, чему-то пытался внимать, но понял только, что супер-великий Шёнберг с супер-великой мелочью Бергом, Веберном и подобной кучкой земляков шикельгрюбера сотворили атональный весь этот содом или как это назвать. Додекакофония, б...ть. Нет, я не проникся и, надеюсь, никогда не стану считать это потребным. Это как Пикассо в "живописи" - так и сяк крути эту картинку, пытаясь понять, где у неё там что. Н...й. Я не понимаю такое "искусство". И - не хочу понимать.
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2025 гг.
05 февраля 2025
Старая и новая музыка
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий