07 марта 2023

Снежный крейсер (Snow Cruiser) - утопический вездеход для Антарктики (1939)

Сохранились уникальные кадры кинохроники, причём - в цвете, что позволяет представить, как изначально выглядело цветное кино.







Это была чрезвычайно дорогая 7-цветная плёнка, которая использовалась лишь для особых случаев. Вплоть до второй половины 60-х преимущественно снимали на чёрно-белую плёнку, которая ничего не стоила. Тем не менее, тогда, конечно, умели играть...

Этот удивительный проект  "Снежный крейсер" - не был воплощением чистой бумажной теории, хотя, безусловно, являлся утопией. Выдающий учёный и доктор философии Томас Поултер не был фанатиком. Он был важной фигурой в Антарктической эпопее Ричарда Бёрда, которого с огромным усилием и только с третьей попытки спас благодаря вездеходам в 1934-м году. Именно тогда у Поултера возникла оригинальная идея создания хорошего в смысле использования в Антарктиде вездехода, который позволил бы преодолевать просторы в условиях жестоких ветров и очень низких температур. Упор, таким образом, был сделан на обогрев. Даже после того, как машина показала странную особенность передвигаться по снегам исключительно задним ходом, отопление в ней работало великолепно. Собственно, позже эта машина использовалась именно в качестве места, где можно отдохнуть, поспать и отогреться. С проходимостью у неё было дело швах...



У наших, конечно, тоже были свои машины, в том числе очень больших габаритов. (Здесь в скобках добавлю один очень любопытный и знаковый момент - все Имперские народы (то есть русские, немцы, турки, иранцы и японцы) тяготеют к гигантизму, этого просто требует их натура. Чего только стоят тысячетонные немецкие "сухопутные крейсеры" или их дальнобойные мортиры, крупнейшие в мире военные корабли, построенные японцами ("Ямато" и ещё два), или русские гигантские атомные ледоколы для Арктики или "вездеходные поезда" для Антарктиды). Но они были, конечно, на гусеничном ходу. Появились они во льдах уже после Великой войны.





Вскоре Советский Союз стал лидером по количеству баз в Антрактике и, конечно, по научным открытиям. Что-то вроде работает и сейчас.

Тем не менее, впервые на вездеходах достигла Южного полюса Новозеландская транс-Антарктичесая экспедиция 1955-1958 годов. Я даже и представить не пытаюсь, с каким трудом это далось...



Это была всего вторая экспедиция, достигшая Южного полюса после столь драматического и фатального рейда Скотта. Именно по такому маршруту - через Антарктику - планивал пройти Шеклтон в своей последней экспедиции (ставшей последней также и в Героической эре исследований Антарктики), но это было чистое безумие. Экспедиция застряла во льдах и только с немыслимыми усилиями смогла вернуться, причём не потеряв ни одного человека. Шеклтон, без сомнения, был величайшим лузером всех времён, поистине Лузером с большой буквы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий