16 февраля 2025

Культура и война

Подобно тому, как прямой оппозицией Искусству является политика (поскольку политика отражает мелкое и сиюминутное, а Искусство - суть великое и вечное: музыке Баха без разницы, что происходит в суетном мире), а философия прямо противоположна морализму (поскольку философа интересует только истина, моральные оценки он должен всё время преодолевать как досадное недоразумение или откровенную подлость), полюсом относительно культуры является война. Для войны безразлично, кто ты есть - поэт, музыкант, художник, - сколько таких погибло на войне? - для войны ничего не значат памятники старины, шедевры архитектуры, какие-то музеи и что ещё там. Когда офицер проводит разведку местности и видит вдалеке церковь, менее всего его интересует, какого стиля эта церковь и к какому веку относится. Церковь уничтожается в первую очередь, потому что, как показывает опыт командира, почти всегда используется противником как наблюдательный пункт, ибо высоко и всё видно как на ладони. Немедленно офицер отдаёт приказ уничтожить церковь - и вот уже пушки или САУ наводятся на купол, чтобы снести его, возможно и вместе с наблюдателем или снайпером, а то и пулемётной точкой. Конечно, кто-то поблизости может пролепетать негромко, чтобы не слышали другие: "Герр Швайнфурт, вы знаете, я совершенно случайно узнал, что это одна из тех уникальных деревянных церквей, которые относятся к XIII-му веку. Знаете, просто чудо, что она ещё тут стоит, когда всё разбомблено вокруг..." - "Дорогой мой глупый Кранц, как же у вас замусорены мозги. Вы всё ещё ничего не поняли? Я - офицер и передо мной стоит задача, которую я выполню во что бы то ни стало и чего бы мне это ни стоило. И уж последнее, что меня заботит, так это эстетическая ценность наблюдательного пункта. Впрочем, я ценю ваши эти пароксизмы, - у вас это, я заметил, случается, хотя странно, у вас же есть боевые награды, - именно поэтому вы до сих пор не расстреляны как провокатор. Так что уймите свои сентиментальные инстинкты и выполняйте свои прямые задачи. Вам всё ясно? Идите".

Так рассуждает человек Войны - тот, кто видит всё, что мешает выполнению боевой задачи, как помеху, независимо от того, имеет сие культурную ценность, как, например, старинная церковь, или нет. Сколько городов было сметено с лица земли вместе со всеми старинными зданиями, музеями, памятниками? Немцы 4 дня долбили по Антверпену из всех орудий, - по одному из стариннейших городов Европы, знаменитому своей изумительной барочной архитектурою, - и превратили этот город в груду руин; он потом был отстроен заново. Точно так же уже немецкие старинные города превращались в груду руин - никого не заботило, что там имело ценность с точки зрения архитектуры. В России немцы уничтожили каждый второй дом на занятой ими территории и в целом 40% всей экономики, немало и наворовав, согласно своей природе (ту же знаменитую Янтарную комнату умыкнули), и в руинах или пепелищах оказались многие старинные постройки, включая родовые усадьбы знаменитых русских писателей. Никогда, кроме как в условиях войны, не становится столь очевидным праздный характер культуры, и это вызывает бесконечное сожаление...

*

И вот, один из культурнейших городов Европы - Санкт-Петербург, носивший тогда название Ленинграда, оказался в блокаде. Зима, страшный холод и голод, кажется, сковали Город, представляющий собой один большой памятник архитектуры. С огромным трудом в Город поставляется провизия - по единственному пути, прозванному "Дорогой жизни". Финский пекарь Даниил Иванович Кютинен, 1883-го года рождения, руководит приготовлением хлеба для горожан и умирает от истощения 3-го февраля 1942-го года. На Город падают бомбы, унося случайные жизни, и повреждая здания и памятники, некоторые из которых было решено спасти...

История, достойная хорошего фильма. Как женщины блокадного Ленинграда спасают эти памятники - символ Петербурга, его главная достопримечательность! Ими, этими мужественным героями, было решено закопать памятники, дабы уберечь их от повреждений или разрушения.

Невообразимо представить, какой ценой им это далось! Тогда и ходить-то могли с трудом из-за дистрофии, а не то, чтобы ломиками махать. Но они справились!

Не знаю, стал бы я смотреть этот фильм ("Спасательницы" или, может, "Наследницы культуры"), но сама идея, с точки зрения художественного драматизма, мне кажется, очень замечательна.

Вот недавно, кстати, был анонс нового фильма -

Там всё как есть, будни передовой. Фильм пока не вышел, это промо-ролик, по которому уже всё понятно.

Вот ещё идеальный сценарий для фильма: штурмовая группа занимает рубеж, где остаётся только один. Три недели (!!!) он находится под лавиной всех калибров, но умудряется не только выживать, но и отбивать атаки. Невероятно... Вообще, фильм с одним героем - это идеальная история. Никакой чёртовой болтовни, зато сколько внутренней экспрессии и как чертовски прорисован характер!

Не знаю, что получится, все же хотят получше узнать про маму героя, про его бабушку, сестёр, просто соседок по улице, а также про школьную учительницу (это ей он всем обязан, должно быть прозрачно очевидно же), обязательно про его невесту или жену (она должна появляться в самые интересные моменты фильма!) и, кого ещё там, ах да, отца. Ну, это неважно! Может, с полчаса уделят и самой истории, не знаю. Все фильмы сейчас совершенно одинаковы, в каком бы жанре ни были.

В общем... Культура с точки зрения матриархата сверхважна. И спасают её спасательницы и защитницы, сея великое, доброе, вечное. Под небесную музыку Элоизы Пульхерии Бух.

Комментариев нет:

Отправить комментарий