Польская киноверсия истории, рассказаной Чеховым. Как по-мне, одна из самых слабых его работ. Чехов сильно сдавал в здоровье, он не был уже так напорист и самоуверен, как в молодости, он прям глубоко прочувствовал угасание...
Прекрасная постановка (Чехов в принципе легко экранизируется). В польских фильмах всегда были интересные монологи и диалоги, что в принципе нестандартно (у других это либо натужное занудство (как у французов - терпеть не могу их поделки), либо пошляк ни о чём (как у инфантильных американских дворняжек, типа Тарантино)). Такие интересные диалоги есть ещё в японских фильмах, ну и в венгерских тоже, вот только они молчуны по природе и в венгерском кино самые сильные сцены безмолвны (но в тех нечастых случаях, когда есть распространения, это что-то с чем-то - это как когда корейцы начинают говорить серьёзно).
"На театральной сцене Москвы - посредственности, бездарности, выскочки, нет ни одного настоящего таланта", - это пишет Чехов в 1889-м году. Традиция, как они это называют.
Герой в фильме показан достаточно бодрым, а мне показалось по истории Чехова, что он совсем разбит. Впрочем, внешность всегда обманчива.
Супруга его также показана всё ещё довольно привлекательной женщиною, тогда как в оригинале она "очень полная, неуклюжая", и герой смотрит на неё не как на проезжающий автомобиль, а, цитирую, "напряжённо всматриваясь", ему "больно смотреть на неё" (это в оригинале на русском дословно). По виду же героя фильма такое впечатление, что он и ухом б не повёл, если б увидел, не знаю, ужасы Волыни. Пардон, это не шутка. Просто трудно абстрагироваться от того, как история показана в книге, я её недавно перечитывал. (И надо сказать, поздний Чехов - это то ещё тяжкое чтиво. Лично я больше это перечитывать не стану точно. Уж лучше Бунин, а ещё лучше - переключиться на поэтику. Самое умное, что можно сделать в жизни.)
Ах, да! В фильме-то показано, будто это "элитная семья", хотя на самом деле они страшно бедствовали! Им лакей приносит чай - это невозможно, это лишняя трата денег. Профессор с ума сходит, думая о том, как жить дальше, тогда как жене его всё трын-трава, а дочка ещё ноет, что не может поступить в консерваторию. Отец терпит. Но в нём нарастает гнев: она что - тупая? она просит денег, не понимая, что голод уже подступает. И вместо того, чтобы отдать свои броши и дорогие платья, чтобы получить с этого хоть немного денег, вздыхает о том, что не может обойтись без баловства с консерваторией.
Профессор всё ещё преподаёт, но жалованье - скудное. Ему одному вполне хватало б, но есть нюанс: "Наше" - говорит его жена. "И моё" - говорит дочь. - "Ведь кто-то же должен платить за мои уроки музыки и за то, чтобы я выглядела шикарно". Ну-ну. Излишне говорить, что "мощная женская интуиция" годами находится в полнейшем неведении относительно того, в каком состоянии находится герой и что происходит вообще. Именно это, кстати, вызывает его отвращение - до какой же степени они тупые. Ему всё обрыдло, а просвета никакого нет. И дальше будет только хуже, когда память, угасая, откажется служить ему.
Касаемо монологов: тут браво, они практически точно воспроизводят оригинал. Вот герой только совсем не похож на книжного, равно как и жена. Всё выглядит почти гемютно, но в истории это было крайне душно.
Ещё у них был сын - офицер, который где-то служил. Ему регулярно высылали деньги и тот их принимал. Неужели офицеру не хватало его жалованье? Зачем он брал у родителей? Он вообще в курсе, что они нуждаются? Нет, он об этом не думал. Он никогда не интересовался, как живут они и никогда их не навещал.
Профессор помогает писать диссертации - всегда помогал. Он прославился как видный учёный, причём мирового уровня, но это было давно. Ему стыдно из-за своей нищеты, она ему кажется позором. (В скобках замечу, что это одна из черт русского характера, из-за которой - в том числе - со стороны русские кажутся похожими на испанцев: во что бы то ни стало, они пытаются сохранять достоинство и редко теряют лицо, что воспринимают крайне болезненно, а иногда не могут этого пережить (см. историю подполковника Евгения Яковлевича Максимова, например); поляки, известно, "французы среди славян", - та же вздорность их, - а украинцы практически копия итальянцев: шумные, болтливые, нигде не нужные, но считающие, что везде нужны). Это губительно для него, но он упрямо, словно мул или кастилец, держит статус светоча науки. И он не может спать, чувствуя, как разум постепенно оставляет его. Это пока не видно окружающим. Профессор сердится и начинает выговаривать, мол, "я не торгую темами диссертаций, у меня не лавочка тут" и т.д., но в какой-то момент теряет нить. Постепенная утрата кратковременной памяти - признак начинающегося маразмуса.
Его поражает, что никто не понимает, как жестоко он бедствует. Уже годы ему удаётся это скрывать. Это как западня, которую он сам создал - и всё из-за того, что он учёный с мировым именем и не может потерять лицо.
Так, затем какие-то страстишки. Всегда это утомляло. Неинтересно. (Чуть присмотрись: банальная зоология).
Ну а вот и финал...
Сколько диссертаций было написано под его руководством? Больше или меньше сотни? Как ни удивительно, он не только это не забыл, это как раз последнее, что он забудет...
В этом и весь ужас.
Фильм, за вычетом дурацкого "психологизма" (это не вина поляков, конечно, это Чехов навалял), который можно благополучно пропустить без потери смысла, сделан вполне неплохо. В то время ещё было хорошее кино, а кино Польши весьма ценилось и было признано. Нынешний польский кинематограф никому не интересен, включая самих поляков. Фильм "Ангелюс" (Angelus, 2001) ещё туда-сюда, но в основном - либо коммерческие поделки, либо низкопробный трешак. То же и у москвичей, конечно (вот пытался смотреть их поделку "Смерть и чипсы" (2019) якобы по Андрееву - даже на перемотке несмотрибельно; я не знаю, была ли когда-нибудь культура в Москве, всемирную известность русская культура получила в Имперский период, когда столицей был Санкт-Петербург (1732-1918-е гг.) - город Пушкина, Гоголя, Достоевского: авторов Золотой эры русского Искусства; там получили образование на самом деле и будущие украинские писатели - Сковорода, Шевченко и другие; там возникнет собственная литература, в том числе одно уникальное направление ("литература белых ночей", напоминающая нуар; есть очень удачный английский фильм The Double (2013) в таком ключе), собственная поэзия, собственная мифологема (в ней Петербург называется просто Городом*); сейчас это кажется столь невероятно далёким до степени фантастичности...).
________
* это понятно, ведь Москва только в 1930-е годы стала более-менее напоминать подобие города, который они сейчас хвастливо называют Моськоу-сити; ишь ты
Комментариев нет:
Отправить комментарий