И Чехов, и Бунин любили Украину, а точнее, Донбасс (я даже не знаю, бывали ли они на Западной Украине) - для Бунина это была Малороссия, для Чехова - "наши печенеги" - он говорил это ласково, не в виде оскорбления. Правда, он немного ошибался: печенеги пришли на территорию нынешней Венгрии, а на территории Украины жили половцы.
Карта вот:
Это картина на начало XIII-го века.
Несмотря на то, что нам сейчас трудно представить Россию времён Прекрасной Эпохи (период в Европейской культуре с 1880-х годов до 1914-го, термин появился задним числом после Великой Войны, пережитой катастрофически; ср. с термином Старая Америка, которым обозначается американская культура до 1920-го года), лично у меня сложилось такое впечатление, будто Чехов и Бунин вообще не воспринимали тогдашнюю Украину как другую страну - для них это была просто "хуторянская Россия" (как Финляндию называли "дачной Россией") - колоритная, самобытная, единственная в своём роде. К сожалению, появившийся на Западной Украине национализм, крайне враждебный как к полякам, так и к русским, поскольку такова была его задача, разработанная в тухлых головах австрийского генштаба, привёл в итоге Украину к тому, к чему привёл. Русский язык запрещён (официальными языками Украины являются украинский и английский), русская церковь запрещена, памятники, связанные с Россией, уничтожены, улицы, имевшие отношение к России, переименованы, как и все населённые пункты, многие из которых и были построены русскими (скажем, Макеевку - пригород Донецка - заселили 500 русских семей из Свердловской области, которые и построили этот город по размерам почти с сам Донецк), наконец, книги на русском языке изъяты из библиотек и сожжены. - Невероятно, но в этой ненависти ко всему русскому бандеровцы переплюнули даже немецких нацистов, поскольку в Германии тех лет свободно издавались русские писатели, ставились пьесы по тому же Чехову (можете себе такое представить в сегодняшней Украине?), в фильмах снимались русские актёры (не из СССР, конечно, а из числа эмигрантов), свободно преподавался русский язык и книги были на русском языке в библиотеках. Вообще, я пришёл к твёрдому выводу, что шовинизм, будь то польское миссионерство или украинский бандеризм, это нечто находящееся на самом днище бытия, фактически животный уровень. И ещё кое-что я понял: шовинизм в каком-то смысле подобен скрытой инфекции - любой народ может осатанеть, если, так сказать, заболеет. Происходит это стремительно и, кажется, не зависит от культурного уровня. Вообще, и культура тоже достойна разочарования. Наверное, Лем наиболее точно выразил суть культуры, приведу точную цитату, как она была переведена на русский (оригинал на польском не хочу искать, пардон): "Культура есть нечто необходимое и случайное, как подстилка гнезда; это - убежище от Мироздания, маленькая контрвселенная, с существованием которой большая Вселенная мирится молчаливо и равнодушно - равнодушно потому, что в самом Мироздании нет ответа на вопросы о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о законах и нравах. Язык - порождение культуры - служит каркасом гнезда, скрепляет подстилку, придавая ей форму, которая обитателям гнезда кажется единственно возможной. Язык - знак их тождественности, общий знаменатель, инвариантный признак, и его действенность кончается сразу же за порогом этой хрупкой постройки" (см. мой очерк "Лем и его Космос", 2024). - Иначе говоря, культура имеет защитную функцию, но она крайне уязвима. В действительности мы живём в необозримом Хаосе и являемся его частью. Но поскольку воспринимать такую ситуацию, сохраняя здравый рассудок, невозможно, лучшие умы создали культуру как комфортную среду бытия, якобы и нет этих бездонных пространств, а есть только вот это уютное гнёздышко с томиками стихов, феерическими грёзами и эпикурейским блаженством философии. Это иллюзия и только, но так жизнь, по крайней мере, можно выносить. А что там, за пределами этого гемюта? Ничего, бессмыслица существования, - то, о чём толковали Майнлендер, Бирс, Андреев, Цапффе, Абэ, Чоран, Линкола, Бергамини и другие, и у Чехова это есть и, возможно, это надломило его. Но всю культуру, всё человеческое бытие пронизывает фарс, "мелочное уродство существования" (Лавкрафт), "чёрное колдовство обыденности" (Кастанеда), с чем и пытается бороться экспрессионизм с его страстным и категорическим тяготением к истинности, невзирая ни на что, без грана цинизма, без сомнений и колебаний. Утверждая истинность любви и ненависти, красоты и уродства, невинности и порока, истинной доброты и подлинного зла, насколько это возможно, рождается, наконец, хоть какое-то ядро смысла. "Мы не хотим слушать человеческие речи", - говорили Чешские Братья. - "Мы хотим слышать голос бога". И ответствовал им безумец с стекляными глазами, и это было не от мира сего. - Что бы это ни было, сомнений в истинности не оставалось. Экспрессионизм, согласно латинскому слову expressio, подразумевает удар, порыв - нечто стихийное и ошеломительное, когда вдруг ты понимаешь тонкую суть масштабности или когда нечто мимолётное приобретает космическое значение. Всё взаимосвязано и, определённо, _имеет_ смысл. Но смысл этот - суть безумие...
То бишь о чём это я. Ах да, Украина. Украина - очень мистическая земля, очень своевольная. Не поэтому ли ни один народ не смог на ней закрепиться? Сбрасывала она всех, так или иначе, как будто тёмное безумие её полтавских глаз не могло выносить эту праздность. Под чёрным флагом Нестора Ивановича Махно проявлялась суть её - гордая, непокорная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий