03 декабря 2024

Как поразительно...

что один и тот же человек - или, точнее, образ его - может приобретать совершено различные, крайне самобытные черты в преломлении различных культур, как бы вписывающих его в свой контекст.

Так, например, для японцев Ницше предстаёт с свирепым выражением лица, будто самурай, готовый ринуться в битву.

Ницше индусов напоминает какого-то шиваистского фанатика из Бангалора, по какому-то недоразумению надевшего европейский костюм..)

(Я думаю, излишне говорить, насколько сродственна концепция Ницше воззрениям шиваистов, а это, напомню, самая древняя религия в мире, известных в цивилизованном мире).

Ницше англосаксов - полная противоположность этой дикой стихийности - это образ стерильного буржуа, посредственности из среднего класса.

Мелкий гешефтик, не более того.

Для русских Ницше - "мученик познания", "мистик и пророк" (Бердяев), проживший, в сущности, жизнь святого, отрёкшегося от всех благ земных в пользу Вечного.

С самого начала было так - если Достоевского немцы прочитали через тридцать (!) лет после его смерти, то русские читали Ницше уже в 1892-м году. С таким тщанием, с таким увлечением был воспринят ещё только Шопенгауэр, т.е. русские восприняли посыл Ницше уже зная контекст (а Ницше нужно читать после Шопенгауэра). В начале же нового века в России появилась особое поэтическое течение - дионисийство (то, что в Европе называлось экспрессионизмом).

Однако надо отдать должное русским, то бишь нам - мы всегда старались вписать Ницше в Античный контекст, всячески подчёркивали это.

В таком ключе, не говоря о том, что сами издания шикарные, у нас не менее половины всех изданий Ницше, а было их с 1892-го года очень много, в том числе и в советское время (я не знаю, откуда взялась басня, будто Ницше был в СССР запрещён, - запрещены были Фихте и хайдеггер, потому что считались фашистами, Ницше же рассматривался в первую очередь как античник (всё верно), - если его хвалил сам Луначарский - большевистский министр образования, заметивший в витиеватом суфийском ключе: "Да, Ницше индивидуалист, но индивидуалист _иного_ плана нежели буржуа*", - то есть всё прекрасно "савецкие" понимали)).

Идём дальше.

Ницше, который был по своей культуре человеком очень приличных манер (он очень тщательно следил за своей внешностью, причём явно тяготел к франтоватости, и, наверное, ни разу в своей разумной жизни не повысил голоса (армия не в счёт, там все орут)), с точки зрения украинцев внезапно приобретает резкие половецкие черты в окружении какой-то дикой степной чертовщины а-ля Гоголь)

Для балтийцев же, напротив, облик Ницше размывается куда-то в сторону финских народностей, довольно невыразительных внешностью и уж точно никогда не отличавшихся чувством вкуса (Ницше вообще север не любил и всю жизнь прожил на Юге, в основном в Италии).

Здесь по виду он похож на какого-то шведского профессора или отставного военного:

Особый колорит Ницше приобретает в глазах иранцев, где он предстаёт в образе сурового аристократа, рождённого повелевать.

Авангардный Ницше итальянских футуристов:

Так а какой же образ ближе всего к Ницше-настоящему? Как вы понимаете - все и никакой. Сам Ницше любил бывать очень разным, ему нравилось менять маски и периодически он "сбрасывал кожу", перевоплощаясь в кого-то другого - иного, нежели кем он был ранее. У Цвейга это описано в ключе австрийского экспрессионизма (сейчас это довольно трудно читать - кажется слишком утрированным (просто экспрессионизм скорее уместен для поэзии и не очень годится для прозы), но суть-то передана верно). Каковым Ницше был - не сказал бы и он сам. Это зависело от точки в жизненном пути - "дикий мальчишка" (как отзывался о нём отец), нетипично суровый подросток, член студенческого братства, профессор уже в 24 года (нечто из ряда вон), прусский унтер-офицер на поле боя, скиталец среди горных вершин, светский человек с замашками денди, вежливый постоялец пансиона, упоённый и фанатичный музыкант, поэт-дионисиец. - Каков из них Ницше Ницше? А никто и не узнает...) Мы можем лишь точно сказать, что он никогда не был "ручным" - впечатление, которое сложилось у его отца-пастора, было верным в сути.

Куда как интересней видеть Ницше в контексте других культур, где он приобретает довольно неожиданные черты - не то, чтобы неверные, а наоборот, очень свежие) Ницше, я думаю, это бы понравилось.

________
в этом заключается соль различия между штирнеровским персонализмом и ницшевским индивидуализмом

Комментариев нет:

Отправить комментарий