К вопросу о том, была ли в Советском Союзе русская культура. Ещё как была! Это сейчас её нет (совсем). Русское самосознание в СССР было исключительно мощным и острым, что, естественно, проявлялось как в мысли (Аполлон Кузьмин, Владимир Солоухин, Василий Шукшин и др.), так и в рок-музыке как пассионарном Искусстве молодёжи. Группа Чёрный Кофе спела мега-хитовую песнь "Деревянные церкви Руси", побочный проект Тяжёлый День (в рамках которого исполнялись песни, казавшиеся слишком "чернушными" для основного проекта) прославился не менее знаменитой темой "Песенный Суздаль", а Андрей Мисин, сам родом из Казахстана, как и Павел Кашин с его изумительными русскими романсами, стал отцом русского дарк-фолька; особенностью пения Мисина было подчёркнутое древнерусское "оканье" (это из-за которого индоиранское знатное имя Халекъ превратилось в русское княжеское Олег; во фрик-теории - якобы "от шведского Хельг", очень смешно), архаизмы в текстах и мистическая атмосфера раннего Русского Средневековья. Всё это звучало совершенно изумительно.
Очень близко к дарк-фольку, но представляя собственный жанр, находится рок-бардовская песня, которую представлял, в частности, Андрей Цыбин, автор, по его словам, свыше 1000 стихов и песен, родившийся в Нижнем Новгороде - старинном городе, называвшемся в советское время Горьким.
Невероятная песня.
Редкий сам по-себе голос, который невозможно услышать на эстраде, является чем-то само собой разумеющимся в рок-среде.
Юношеский максимализм, преломленный через уберидеалистическую поэтику, порождал поразительные песенные артефакты...
порой воспринимающиеся как откровения. Тогда и становится понятно, что все языки создали барды, как то удостоверяет антропология (именно поэтому даже языки одной семьи - в частности, славянские - так различаются: из-за особенностей мелоса, хотя корни все остаются, конечно, общими и словарь в целом общий более чем на 80%, равно как родство славянских языков и балтийских составляет примерно 40%, - разница заключается в том, что, будучи одним народом, венеды разделились на прогрессивных славян и архаичных балтов, которые застыли в развитии; вот поэтому литовский язык является самым архаичным индоевропейским языком и единственным, в котором сохранилась сонорность (значение слова изменяется в зависимости от понижения или повышения тона в определённых слогах)). И это, безусловно, лучшее, что можно найти в поэтике любой полноценной культуры (мы не имеем в виду янки, конечно, с их мразотнейшей "культурой" рэп-частушек с маразматическим джазом и какими-то выродочными пародиями на другие культуры). Таким был Есенин, таким был Рембо, такими были все настоящие поэты.
Как и в случае с Казанской группой Записки Мёртвого Человека, сейчас, на фоне дефицита хорошей музыки, происходит новое открытие гениальных работ Андрея Цыбина, совершенно забытых с начала 90-х.
К счастью, бард продолжает своё творчество и по сей день. Однако его работы действительно заслуживает должного признания, - это вершина русской песенной поэтики, ныне никак не представленной в медиа-пространстве (конечно, за исключением работ дорогого Павла Кашина!).
PS Добавлю также одну песню группы АДО Андрея Горохова в качестве примера рок-бардовской поэтики в советские годы:
Наверное, это близко к "хиппарям", но, конечно, это просто условность. У каждого творца свой собственный стиль, хотя, естественно, у него могут быть своим симпатии и антипатии, но каждый ищет своё, на самом деле.
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2024 гг.
29 сентября 2024
Андрей Цыбин - советский рок-бард
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий