17 июня 2024

В этот день родился Лючио Фульчи

Человек, который внешне менее всего напоминал автора самых жутких - до Баркера - фильмов ужасов, - пухлый весёлый колобок, убеждённый коммунист и любитель поскандалить на ровном месте, писавший сценарии для комедий, а затем и сам ставший снимать комедийные боевики и спагетти-вестрены, в какой-то момент, пережив личную драму, превратился в молчаливого мизантропа, исполненного пессимизма и скептицизма ко всему и вся, дружившего буквально с единицами и относившегося к своим двум дочерям с ледяным безразличием (за всю жизнь не сказав им ни одного тёплого слова). На рубеже 1960-1970-х он снимает несколько потрясающе мрачных фильмов, а через десяток лет ощеломит мир своими "ужастиками". В последующем он снимал всё более и более циничные и депрессивные фильмы, а последний - лента "Le Porte del silenzio" - его самого разочаровал так, что он бросил съёмку и фильм был быстро завершён чем-то совершенно непонятным. Больше он не снимал ничего, хотя писал, кажется, какой-то сценарий. Так завершилась судьба самого пессимистичного режиссёра Европы, в чьих фильмах нет надежды...



Дорогой Фкльчи был весьма глубоким умом, - это и обескураживает, почему он был убеждённым коммунистом всю жизнь, - и несомненно тяготел к философии и даже к теологии. Очень жаль, что в интервью ему задавали неизменно какие-то праздные вопросы, и мне так и не довелось услышать хоть что-то действительно важное, а он как будто бы и ждал. Иногда какой-то вопрос его действительно трогал и он заметно оживлялся, но обычно были какие-то банальные темы. Однако сами фильмы говорят куда как о многом. Ленты, вроде "Non si sevizia un paperino" и "7 note in nero", показывают, насколько же это был серьёзный и глубокий человек, каким бы он ни казался. Плюс ещё и музыка, которая вообще в итальянских фильмах запоминается (Фабио Фрицци, Пино Донаджио, группа Goblin и затем Клаудио Симонетти сольно), поскольку это удивительно музыкальный народ. К фильмам Фульчи возвращаешься раз за разом, чтобы, смахнув холодный пот со лба, уйти ещё более ошеломлённым. Поразительный эффект абсолютного отторжения понимания, Его фильмы не имеют разгадки, представляя чистую, упоительную тайну. Ты смотришь в совершенно безумные глаза девушки и думаешь, что это самое прекрасное, что ты когда-либо видел, но это немного пугает)) - Не то слово. Это до невообразимости жутко. Но притягательно. Как глаза милашки Ани Тейлор-Джой) Не существует логики, которая могла бы постичь такое глубокое безумие. Это "сфинкс без тайны" наоборот - это абсолютно загадочная обыденность. Ты такого в кошмаре не увидишь, что происходит совершенно обыденным образом - зомби ломятся в дверь, врата ада в заурядной гостинице и тому подобное, в чём заключался невероятный стиль и, чёрт побери, шарм фильмов Фульчи. Именно этого эффекта он пытался достичь, а не рассказать о чём-то. Кошмар наяву - хуже, чем кошмар. Я знавал людей, которые доходили до отчаянья, умоляя объяснить, что имел Фульчи в виду. И несколько ироничный ответ заключается в том, что - нет ответа, нет разгадки этой тайны. Потому что Фульчи не рассказывал историй, он создавал атмосферу. А уж что там поймёт зритель - не имело ровно никакого значения. У него дети с ангельской внешностью - чудовища, манекены оживают и ведут вполне бездушную жизнь, не отличаясь от прочих, линейность в повествовании отсутствует, представляя череду жутких и необъяснимых эпизодов, ведущих неизменно к гибели. Фульчи был настолько мрачен, что его работы нельзя даже назвать "драматичными", потому что драма подразумевает какое-то человеческое переживание, имеющее рациональное объяснение (как, скажем, в очень психодраматичном фильме "The Attic" 1980-го года), а его у Фульчи нет, все события в его фильмах происходят в ледяном безразличии какого-то нечеловеческого континуума. Зомби пожирает не потому, что он желает сделать боль или потому, что злой, а потому, что где-то бьют барабаны колдунов, вызывающих мертвецов из жизни, - жуткая, по-своему закономерная логика какого-то иного бытия, с которым мы соприкасаемся во снах (недаром же говорится, что "сон - это маленькая смерть"...). Никто, наверное, не мог так убедительно представить ничтожность человеческой жизни, как сеньор Фульчи (одна из черт его "страшных" фильмов - написание имён и фамилий в титрах с маленькой буквы), хотя, кажется, он сам от этого терзался. В конечном итоге, когда-то его сердце умерло, потеряв любимую женщину, и сам он стал кем-то вроде зомби...

Исполнилось бы дорогому Маэстро сегодня 97 лет. Мы помним и чтим и всё так же остаёмся в диком ужасе и неодолимом очаровании...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий