Ницше в попытках противопоставить что-нибудь Южное кошмарному маразму вагнерианства (воистину, хуже только джаз) использовал Бизе, но, как мне кажется, это неподходящий антитезис. Бизе вульгарен до непотребности - порой его частушки смахивают просто на что-то хуторянское...)
Во Франции вообще никогда не было ни хорошей музыки (в том числе рок-музыки), ни хорошего кино (максимум парочка фильмов примечательны), не говоря уж про полноценные идеи (это ж смех). Франкофилия Ницше была вызвана попросту тем, что он никогда не знал французов и не представлял себе "культуру" этой популяции. Он знал Стендаря, Мопассана, Паскаля и других литераторов, но это не значит, что он знал Францию)
Безусловно, декадентскому тону Вагнера нужно было что-то противоспоставлять.
Всякий раз при звуках этой слабоумнейшей увертюры я думаю, что у меня начнётся пароксизм истерического смеха, так что я быстро прекращаю это слушать. Архиужаснейше!!! То же Бетховен - вы не представляете себе, как меня тянет блевать от Бетховена. Ужас просто))
Bon, Ницше, как я уже сказал, выставил Бизе "супротив" - скорее всего, понимая, что это идея так себе) Но зато у него была мощная теоретическая основа плюс сторонники, в частности его друг Петер Гаст, который был композитором и которому Ницше прополоскал мозг насчёт "экспрессии Юга против декаденства севера" и тому подобное, поэтому Гаст старался, как мог:) Не то, чтоб его музыка была "плохой", не в этом дело - Гаст был отличный музыкант и всё правильно понимал; просто есть в его работах некая натужность, специальность. Сам же Ницше, как композитор, был слаб, хотя у него, в отличие от Гаста, был свой уникальный почерк (чем Ницше интересен как компоитор). Ясно, Ницше лично не мог нечто оппонировать Вагнеру в музыкальном плане, хотя пытался (высылал свои работы Бюлову - продюсеру Вагнера). Вот тогда он решил травить Вагнера с помощью Бизе.
Мне же кажется, что Беллини (3 нояб. 1801 - 23 сент. 1835) был бы гораздо лучше по многим причинам.
Южанин, сицилианец из прекрасной семьи, богатой музыкальными талантами, считая отца и деда, сразу же выделившийся как вундеркинд, Винченцо обладал небычайно экспрессивным почерком вкупе с невероятной работоспосбностью. Это живая, пафосная, иногда очень душевная музыка, которую полюбили в Италии в целом, а не как обычно - либо критики, но прочим неинтересно и скучно, либо "народ", но критика игнорирует, изображая "фи". Беллини не сочинил ни одной ноты в престарелом возрасте - скончавшись неожиданно в 33 года, он не знал ни спада в творчестве, ни регресса из-за возраста, когда ты понимаешь, что тебе уже нечего сказать и начинаешь штамповать дубликаты, используя давно отработанные приёмы, пусть даже очень удачные, но там, где это нужно, а не систематически. Тебе уже и неприятно, и тягостно сочинительство. но ты продолжаешь, потому что есть заказы и работаешь ты только из-за денег. При этом нужно поддерживать известность, всячески крутиться в светских кругах и заискивать перед сильными мира. Всё это не про Беллини, который с огромным энтузиазмом творил музыку, причём качество её с годами росло. Трудно сказать, достиг ли он вершины, либо был только близок к этому (всё же для музыканта 33 года это отнюдь не предельность в плане развития), нам важнее то, что не было спада. И это музыка Юга, вроде как даже близкая сицилианским мотивам (хотя это вызывало порицание из-за близкой угрозы вульгарности, чего, к счастью, в творчестве Беллини не замечается) - та самая, которая была нужна Ницше, чтобы оппонировать декадентскому вагнеризму - подчёркиваю, даже не лично Вагнеру, который, уж если копнуть, для начала - Адлер, а самому духу, который Ницше считал вредным для Европы. Что произросло из вагнеризма, все мы знаем по XX-му веку.
Думаю, в этом плане есть смысл пораздумать, уж если мы пытаемся следовать мысли Ницше, ибо даже когда он заблуждался в чём-то частном, он всегда был прав по сути. В веках.
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2024 гг.
25 мая 2024
Беллини - Вагнер
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий