21 марта 2024

В этот благословенный день родился Бах Величайший!


Трудно найти в истории музыки кого-то, кто сделал бы больше для этого изумительного и прекраного вида Искусства, без которого пожалуй, невозможно представить наше унылое и серое существование. Мы пользуемся нотной системой, созданной Бахом, благодаря ему, мы имеем гитару в её современном виде; Бах, сочинявший музыку для органа, изобрёл вид этого инструмента для концертных залов - это фортепьяно. Но он не остановился на этом и, думая о будущих поколениях, изобрёл миниатюрный клавир - чтобы могли упражняться в музыке маленькие дети. Начиная с XVII-го века, всевозможнейшие клавиры были не только в светских, но и в самых обычных домах Европы, России и США. И хотя в консервативной среде считалось непримлемым иметь музыкальные инструменты для развлечения, всё же молодёжи это нравилось) Но, кроме того, наличие клавира в доме в самом деле очень рано позволяло раскрывать музакальные таланты, а обычно любовь к музыке проявляется очень рано, и было замечено, что дети это уравновешенные и очень умные (потребуется ещё немало времени, чтобы науке стало понятно, как воздействует музыка на мозг и почему музыканты интеллектуально превосходят всех прочих). В конечом итоге, многие ведь занимались затем серьёзной музыкой, как сам Бах, и обычно играли в церквях - как классическую музыку (Буксехуде, Бах. Дисмас (Ян Зеленка)), так и собственную; всякая церковь, даже самая скромная, почитала вопросом своего престижа иметь своего собственного композитора, пусть и известного лишь в этих краях; однако из таких уже выделялись действительно крупные мастера, вроде упомянутого Яна Зеленки, чей отец и брат были также церковными органистами. Пастором и органистом был и отец Фридриха Ницше, благодаря чему маленький Фриц очень рано полюбил музыку, слушая, как играл отец, и сам сочинял уже в детском возрасте; музыка сопровождала всю его жизнь, и всякий раз он с гордостбю говорил о том, что является земляком самого Баха (тот же бес гордыни снедал и Кроули, любившего хвастать землячеством с самим Шекспиром)).

Музыка Баха, если возможно характеризовать её волшебные мотивы, представляет нечто вроде молчаливого общения с Богом. Задумчивый, глубокий тон этих пьес вот уже несколько столетий завораживает нас...







Несмотря на то, что Бах сочинял музыку для протестантских церквей, исполняют его во всём мире во всех христианских соборах.





Как настоящий великий человек. Иоганн Себастьяныч был скромен и не переносил лести. Несмотря на грозный вид, заносчивости в нём было ноль, однако он её и не терпел от прочих. Характер его считался тяжёлым, но это нормально) Все великие немножко "подавляющие личности", "склонные к самодурству тираны", "гунны, скифы" и что ещё там)) Очень важно отметить также то, что Бах всегда был с простыми людьми и за простых людей. Он ненавидел, когда его духовные гимны исполняли оперным голосом, просто в ярость приходил от этого. Он настаивал на том, что это сочинено для исполнения простыми людьми, которые поют как могут. Для этого не нужно быть звездой эстрады. К сожалению, исполнение можно слышать только в таком виде, который Бах ненавидел. Ну, вся жизнь такая)

Если говорить о светской музыке, которую Бах сочинял в молодые годы (но быстро от этого отошёл, очень рано став зрелой личностью), то она была яркой, как вспышка, и по драйву приближается чуть ли не к рок-музыке)



Поразительная лёгкость баховских симфоний приносит поистине неописуемое удовольствие исполнителям. Вряд ли кто-то из музыкантов станет спорить с тем, что из всех композиторов приятней всего играть именно Баха.





Формальным преемником Баха считается Моцарт, и в данном случае я не буду акцентировать вниамние на моей личной глубокой неприязни к после-баховским композиторам (за вычетом, может быть, только Стравинского, который хотя бы был оригинален и хоть что-то новое привнёс в жанр), отмечу лишь, что коленкор, во-первых, носопоставим, а во-вторых, это были представители совершенно разных эпох. Моцарт никогда не был духовно развитым человеком, как Бах, который отошёл от развлекательной музыки (которую не любил) едва перевалив за 20, тогда как Моцарт всегда исполнял, фигурально выражаясь, "попсу". То же Бетховен, не говоря уж о Вагнере, который просто занимался "раздражением нервов своим бессмысленным шумом (bumbum)" (Ницше); ну а дальше уже просто треш типа "венской школы" и прочего кала. Это вообще к культуре Европы не имеет никакого отношения.

Двое из сыновей Баха также стали композиторами, причём один даже был известным (жил в Англии), - Бах потратил огромные усилия на их персональное обучение, вероятно не предполагая, что по наследству таланты не передаются. Многие считают это ошибкой - то упорсто, с которым Бах-старший пытался привить своим сыновьям муыкальные навыки. У трёх их не оказалось вовсе, но двоих ему удалось сломать) Один вскоре всё равно бросил музыку, а второй был посредственностью, хотя и продолжал. Это была личная драма Баха.

Но сколько же людей - одарённых, великолепных - воспитала эта неимоверная музыка! На всех континентах, всюду и везде -



Да! звучал Бах и будет звучать, пока мир этот стоит под божьим небом!

Откройте окна и включите Баха под звёздным небом - и вы увидите чудо...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий