Музыка Баха, если возможно характеризовать её волшебные мотивы, представляет нечто вроде молчаливого общения с Богом. Задумчивый, глубокий тон этих пьес вот уже несколько столетий завораживает нас...
Несмотря на то, что Бах сочинял музыку для протестантских церквей, исполняют его во всём мире во всех христианских соборах.
Как настоящий великий человек. Иоганн Себастьяныч был скромен и не переносил лести. Несмотря на грозный вид, заносчивости в нём было ноль, однако он её и не терпел от прочих. Характер его считался тяжёлым, но это нормально) Все великие немножко "подавляющие личности", "склонные к самодурству тираны", "гунны, скифы" и что ещё там)) Очень важно отметить также то, что Бах всегда был с простыми людьми и за простых людей. Он ненавидел, когда его духовные гимны исполняли оперным голосом, просто в ярость приходил от этого. Он настаивал на том, что это сочинено для исполнения простыми людьми, которые поют как могут. Для этого не нужно быть звездой эстрады. К сожалению, исполнение можно слышать только в таком виде, который Бах ненавидел. Ну, вся жизнь такая)
Если говорить о светской музыке, которую Бах сочинял в молодые годы (но быстро от этого отошёл, очень рано став зрелой личностью), то она была яркой, как вспышка, и по драйву приближается чуть ли не к рок-музыке)
Поразительная лёгкость баховских симфоний приносит поистине неописуемое удовольствие исполнителям. Вряд ли кто-то из музыкантов станет спорить с тем, что из всех композиторов приятней всего играть именно Баха.
Формальным преемником Баха считается Моцарт, и в данном случае я не буду акцентировать вниамние на моей личной глубокой неприязни к после-баховским композиторам (за вычетом, может быть, только Стравинского, который хотя бы был оригинален и хоть что-то новое привнёс в жанр), отмечу лишь, что коленкор, во-первых, носопоставим, а во-вторых, это были представители совершенно разных эпох. Моцарт никогда не был духовно развитым человеком, как Бах, который отошёл от развлекательной музыки (которую не любил) едва перевалив за 20, тогда как Моцарт всегда исполнял, фигурально выражаясь, "попсу". То же Бетховен, не говоря уж о Вагнере, который просто занимался "раздражением нервов своим бессмысленным шумом (bumbum)" (Ницше); ну а дальше уже просто треш типа "венской школы" и прочего кала. Это вообще к культуре Европы не имеет никакого отношения.
Двое из сыновей Баха также стали композиторами, причём один даже был известным (жил в Англии), - Бах потратил огромные усилия на их персональное обучение, вероятно не предполагая, что по наследству таланты не передаются. Многие считают это ошибкой - то упорсто, с которым Бах-старший пытался привить своим сыновьям муыкальные навыки. У трёх их не оказалось вовсе, но двоих ему удалось сломать) Один вскоре всё равно бросил музыку, а второй был посредственностью, хотя и продолжал. Это была личная драма Баха.
Но сколько же людей - одарённых, великолепных - воспитала эта неимоверная музыка! На всех континентах, всюду и везде -
Да! звучал Бах и будет звучать, пока мир этот стоит под божьим небом!
Откройте окна и включите Баха под звёздным небом - и вы увидите чудо...)
Комментариев нет:
Отправить комментарий