18 ноября 2023

Итальянская серенада

Как я уже многократно говорил, всё национально аутентичное и самобытное - прекрасно. Всегда невероятно интересовало, откуда вообще это берётся, ведь очевидно, что это не усилие какого-то отдельного человека, хотя у этих песен вроде как и авторство есть иногда. Но ведь обычно это что-то народное. Но что значит - народное?... Вот в этом и изюминка. Душа народа порождает эти мотивы, кровь и почва. Как жаль, что всё это такая архаика и исчезает буквально на глазах, поскольку всё запомоивается суррогатной мразотностью безродных подонковых масс - пролетариев, как называли в Риме городские низы - с их столичными частушками рэпа, архислабоумным джазом, невыносимо плебейским шансоном, бездарным стерильным и безвкусным рокапопсом и прочим кошмаром. Кстати, ни в коем случае нельзя в этом винить Америку - она же первая и подверглась поглощению этим ужасом. Американцев спасла только исступлённая религиозность, как ни странно, потому что пуристы изначально восприняла масс-медиа в штыки. И это было правильно! Фильмы, начиная с 1970-го года, вообще нельзя смотреть несовершеннолетним, - в этом я могу категоричеки заверить, и сам люблю старые фильмы - довоенные американские и послевоенные японские. Старая Америка (как называют культуру США до 1920-х годов) была весьма самобытной, плотно связываясь с шотландскими поселениями Аппалачских гор, тянущихся от Квебека и аж до самой северной Алабамы; наряду с Уралом, это одни из самых древних гор за Земле, поэтому выглядят просто как холмы, поросшие лесами и лугами; вот там-то и зародилась культура удивительного народа, получшиего ироничное прозвище "Билли с холмов", а их задорную или грустную музыку в ХХ-м веке так и стилизовали - "хилбилли" (ср. с музыкой буров Южной Африки - "бурмьюзик"). Не следует никогда предубежденно к кому-то или чему-то относиться, я миллион раз говорил. Американцы - такие же "жертвы капитализма", как и все прочие. Вот только они за сто лет как-то выжили и выработали хоть какой-то иммунитет, а у нас его нет (откуда он возьмётся, когда "железный занавес" рухнул вего 30 лет назад и нас затопило всем этим?), - у нас к радио страшно прикасаться, потому что там звучит исключительно рэп с джазом и рокапопс с шансоном, - ничего другого в эфире просто НЕТ. А в США - огромная неформальная сцена и куча абсолютно некоммерческих стилей (хардкор, данжен и др.), что бы там ни хрюкали шовинисты-антиамериканисты. Независимой сцены таких масштабов нигде в мире и близко нет. Там люди могут жить полностью дистанцируясь от масс-медиа, занимаясь собственными, часто весьма гротескными проектами, не ориентируясь ни на массовость, ни на продажу. Результат иногда просто впечатляющий.

Bon, образец аутентичной итальянской музыки, "души народа" - это серенада. Конечно, жанрово это очень сродни греческой элегии, французскому шансону или русскому романсу, но исполняется серенада всегда и исключительно на итальянском языке, на итальянских же инструментах и в необычайном, присущем только этому народу тоне...



Нет слов. Это прекрасно.

Тон серенад, как правило, грустный, - в этом смысле они ближе всего американскому кантри, которое обычно повествует о грустных вещах (скажем, в отличие от музыки буров - всегда и исключительно веселушной), но в ней нет ничего душераздирающе драматичного, как в японской энка. Серенада вызывает приятную грусть, в духе: вот был я молодой и была любимая у меня, но я нищий, а её выдали за богатого, но не можем мы забыть друг друга и ла-ла-ла. - Это грустно, даже очень, но это исполнено так красиво и так поэтично, что кажется, будто важна только Любовь, а уж как оно сложилось - так это у всех так в этом дьявольском мире... Можешь это принять, можешь не принимать, но люби, по крайней мере, саму Любовь и не клевещи на неё. Это единственное идеальное чувство, дающееся нам в ощущениях. Правда, лишь раз и на один короткий миг жизни... В этом истина итальянской серенады, столь прекрасной и столь грустной.

_________
некоторые фольклорные песни Америки удаётся проследить по истокам к народным песням Шотландии XVII-го века, некоторые теряются в тумане более ранних времён, а некоторые являются чисто американскими; всех интересующихся американским фольклором направляю к замечательному энтузиасту, моему другу Клифтону Хиксу, - помимо детальной реконструкции старинных песен, он подробно рассказывает историю фольклора, восходящего к началу 1600-х годов

Комментариев нет:

Отправить комментарий