Генетически экспрессионизм происходит от романтизма (который сам представлял совокупность концепций - таких, как сентиментализм, мистицизм, эстетизм и т.п., - всё это плотно взаимосвязано и чётко, наверное, даже не дифференцируется, да это и не нужно). Романтизм был слишком субтилен, слишком невинен и беззащитен, поэтому его просто смела индустриальная революция, начавшаяся в 1870-х и закончившаяся в аккурат к 1900-му году (в котором умер Ницше). Об этом кризисе подробно рассказывает, например, Бохеньский в своей ретроспекции.
В новом веке романтизм воскрес в новом обличье - в виде экспрессионизма и близкого ему до степени слабоотличимости экзистенциализма, плюс сюда же ницшевский волюнтаризм. Так романтизм, избавишись от инфантильности, довольно бодро проявил себя, создавая впечатляющие артефакты, имеющие единственную цель потрясти воображение и передать величие. Это был определённый вызов функциональности и утилитарности эпохи, и это, конечно, не могли стерпеть...
В нынешнем же веке, вероятно, есть резон говорить о том же русле, хотя пока неясно, что бы это могло быть. Для себя я называю эти веяния Телемитскими, но я не претендую на точность. В конечном итоге, это вопрос терминологии, а не сути. (Например, всякий понимает суть барокко как ему угодно, точного и чёткого определения нет; зато есть весьма категоричное утверждение, что в полной мере барокко могут понимать только латиняне по-происхождению и из числа носителей испанского языка).
Не менее половины моих стихов написаны в этом ключе. (Остальное - смехотворная лирика или мрачные рефлексии в духе Гераклита).
Ветер поёт над могилой моей,
Слёзы льёт дождь...
Птица безмолвно летает над ней -
Ты её никогда не найдёшь...
Будут лишь грозы мерцать в небесах,
Чёрных, бездонных и злых...
Будут лишь черви ползать в глазах -
Это лишь корм для них...
Немножко мрачновато, но всё ещё в рамках классицизма. Это бодлеровский романтизм, несколько натуралистичный.
Лучи благие Солнца,
Врачи, подите прочь!
Минутка у оконца
Лишь может мне помочь...
Потом настанет снова
Бессонница и ночь.
Ах, лучше б не рождался...
Прочь, канальи, прочь!
В том же бодром, экспрессивном ключе написан станс, предложенный мною в качестве гимна движения "ШУЕ ППШ":
СПШ! СПШ! СПШ!
Это то, что навечно в душе!
ППШ! ППШ! ППШ!
Это то, чем вечно болеет душа!
Но мы победим! Мы победим!
Пусть морок врачебный сгинет как дым!
Мы победим! Мы победим!
ШПШ! ШПШ! Ты не один!
Снова архаичный тон:
* * *
Ты так любил смотреть на звёзды,
Мой добрый улыбчивый друг...
Что ты там видишь, скажи мне,
Сейчас, когда сам стал звездой?..
Также:
Ты рукою коснись зазеркалья,
С головой в него окунись...
В запредельных краях, где вечно
Тихий дождь из мёртых птиц...
Такого я написал много.
Снова мрачные аккорды:
И не дадут спокойно жить:
Так было, так и будет впредь, -
Иначе и не может быть...
Подобные контрасты потому, что я представляю кое-что из своих сочинений, созданных в диапазоне почти десяти лет. Это сотни стихов, звучащих в совершенно разном тоне и жанре.
Вот чистый экспрессионизм:
Кто достоин слёз твоих?
Небо плачет... (Это только сон...)
Вечность раскрывает лоно -
Всё иначе... (Полюс один, полюс другой...)
Это современное письмо в духе Юхана Эдлунда, не имеющее никакого отношения к раннему романтизму, но выражающее ту же экзистенцию.
* * *
Косая ночь плюгавым лабиринтом
Заманит вдаль немеркнущих огней,
И там распнёт, раскачивая всуе,
Обрывки струн наивных чистых дней...
Над ними долго будут плавать бумеранги
Проклятий, чисел и забывчивых сердец,
Как будто пленники своих слепых заклятий,
Так и незнавшие, что им пришёл конец...
Я воздержусь от комментариев по поводу смыслового наполнения данного станса, но иногда бывает,что фраза доминирует над смыслом. Не типично для меня, но, поверьте, всё, что возможно, в поэзии я испробовал)
В пьяном состоянии пишу: я не пурист. Другое дело, что - не звучит:
Это моя молитва
Свет забвенных ночей
В Вечность безмолвное слово
В холод бездонный посыл
Обычно эту писанину я просто выбрасываю потом как непотребный суррогат.
Слёзы на мёртвом лице –
Будто последний закат,
Хрустальной капели звон,
Последних аккордов лад...
Слёзы на белом лице –
В открытых глазах лазурь,
Синего снега Сибирь,
Затишье свирепых бурь...
Слёзы на дивном лице –
Нетленны его черты,
Ангелы в небе поют
О том, как прекрасен ты...
Классицизм не противоречит экспрессионизму, и наоборот.
Вот как-то так.
Комментариев нет:
Отправить комментарий