Снятый сто лет назад, фильм "Кабинет доктора Калигари" считается абсолютным шедевром немецкого авангардного кино. Звук, если не ошибаюсь, появляется в 1926-м году, а цвет (поначалу это была лишь 7-цветная плёнка, необычайно дорогая) - где-то в начале 30-х, поэтому данный фильм находится в диапазоне архаичного кино. Быстрая картинка, чрезмерная мимификация - всё как обычно для этого типа кино.
Это полная реставрированная версия (1 ч. 17 мин.) - максимально возможное качество.
Но на самом деле это несущественно, потому что фильм ценится не за это. Как раз техническое совершенство достигло (начиная с 2007-го года, когда Линч начал снимать на цифровую камеру) такой степени, что вызывает отвращение и режиссёры прилагают все усилия для ухудшения (!!) картинки, прогоняя фильм через всякие мутные фильтры, но обычно получается всё равно шлак, потому что актёры совершенно не напрягаются и, кроме того, не обладают ни типажностью, ни талантом. Я много раз это говорил, поэтому не стану снова повторяться.
Что можно сказать непосредственно о немецком киношедевре? Ну, первое же - он не производит впечатление неимоверной древности. С точки зрения антропологии 100 это менее чем получих, это не сказывается абсолютно никак вообще (для существенных изменений в антротипе нужно хотя бы десять тысяч лет), но, похоже, это слишком малое время в том числе и для кино. За вычетом чрезмерной мимики, которая заменяла слова в немом кино, нет совершенно ничего "столетнего". Кино смотрится свежо и современно. Есть, кстати, фильм "Зов Ктулху", снятый в 2005-м в стилистике немого кино времён Г.Лавкрафта - он смотрится абсолютно также. То есть это не более, чем некая техническая деталь.
Если оценивать фильм именно в этом ракурсе, то он скорее плохой. Типажи не очень, нет ни одного запоминающегося лица, сюжет неинтересный вообще, и если бы это был современный фильм, я бы дотянул только до 15-й минуты и на этом забил бы, не став даже перематывать (настолько неинтересно). Но тут смотрю, дабы заценить. Лишь к 20-й минуте фильм кое-как подходит к завязке - крайне неудачная работа в плане режиссёрства. (Зрителей что - в цепях держали?) Лишь тогда становится понятно, что это за доктор такой - Калигари. Оказывается, что это какое-то немецкое подобие Франкенштейна. Лол, и это всё?) В-общем, дальше можно только проматывать.
Бабы в фильме ужасны. У женщин в принципе нет способностей (до XVII-го века в европейских театрах все роли исполняли только мужчины (так было до Английской Революции 1642-1651 гг.), в Китае - ещё и в начале XX-го века (роскошный аристократический театр рухнул вместе с крушением Империи Цин в 1912-м году), а в Японском театре - до сих пор), т.к. они под "игрой" понимают кривлянья (как у гебефреников или детей), без внутренней взрывной экспрессии, присущей мужскому характеру и только способной создавать подлинный драматизм, порождающий, в свою очередь, Искусство в его высшем аспекте, как откровение, как лучшее, что было когда-либо создано в поэзии (бабья же манера только расслабляет и - всегда! - опошляет), а в немом кино, когда мимика и жесты утрировались, получался просто ахтунг. Даже у мужчин это выглядело довольно идиотически, а уж про женщин что там говорить... Смотреть на это просто омерзительно. Ужасно как мало что. Отстой.
В-общем, Калигари делает бизнес на своём зомби (кто б сказал мне ещё, в чём тут мораль?..)) и вдруг ему приходит блистательная идея втянуть в это и какую-нибудь самку. Тут я уж просто расхохотался в голос))))
Выглядит это настолько смешно, надуманно и глупо, что я поверить не могу, как этот мусор вообще кто-то смотрел. Какое д---мо! И это лучшее, что наваляли немцы в истории кино. Впрочем, с этим как раз можно поспорить. Всё же занятное кино в 80-х у них было и даже широко известно))
В-общем, зомби, похожий на моего старинного приятеля кабардинца, начинает "приударять" за кисой, если можно так назвать попытки покусать её в шею (странная идея, конечно). Полиция начинает что-то смутно подозревать и, наконец, намекает доктору, чтобы валил он к чертям собачьим со своим этим зомби. Так и накрылся его бизнес.
Дальше уже просто домотал до титров.
В итоге: поразительная чушь! Кто и что в этом наборе мусорных кадров может ценить - не имею никакого понятия. Снято крайне плохо, актёры отстой, сам сюжет - галиматья полная. Единственное, что можно сказать в оправдание - фильм снимался в годы Первой Мировой, когда реально люди считали, что это - Апокалипсис. Фильм выражал это жуткое впечатление, как и всё, что тогда писали поэты или литераторы, и кино того периода было лишь частью общей творческой рабты, а не отдельной сферой. Кино снимали люди, которые о режиссуре не имели никакого представления, а все актёры были из дешёвых, балаганных театров (откуда плохая игра). Выдвигать им претензии, тем более немцам, у которых никогда не было ни литературы хорошей, ни кино (правда была лушчая в Европе лирическая поэзия, это факт, ну и школяры тоже знатные*), было бы несправедливо, т.к. они и не пытались сделать шедевр. Никогда не пытались. За все эти сто лет немцы сняли едва ли больше четырёх хороших фильмов - негусто, пусть это и в два раза больше хороших французских фильмов, и "Доктор Калигари" уж точно не в этом числе. Фильм настолько кромешной убогий, что его популярность я могу объяснить исключительно возрастом - скорее архаичным, чем так уж почтенным. Что там "почтенного" - в упор не вижу.
Вот примерно так. А вообще, рассчитывал на что-нибудь получше, на самом деле. (Оценка ни в коем случае не предвзятая! Я был настроен хорошо к этой убогой поделке).
Впервые эту ленту представили публике 26-го февраля 1920-го года - "цынтрально-столичники", у которых никогда не было чувства вкуса (это ж только дурыкинцы стали бы читать такой мусор, как Мамлеев), визжали от восторга. Современная оценка масс - 8 из 10. Что ж, не удивлён ничуть)) Это всегда так было.
PS Могут возразить: но фильм вызывал восторги и у ценителей! Пардон, а у кого именно? Я прочитал туевы хучи всякой макулатуры, включая толстые литературные журналы и диссертации, но ни одного упоминания об этом фильме я никогда не встречал. О той же, скажем, итальянской "чернухе" (это период 1968-1994 гг.) написаны горы. О ней и до сих пор много пишут и я нередко пишу. Фильм недавно появился о Фульчи - и с годами слава будет только нарастать (достигнув пика году к 2030-му, когда пройдёт 50 лет с момента появления "Зомби" от Фульчи). Очень хорошие отзывы были, скажем, о работах таких ранних киномастеров, как Гриффит (1875-1948) и Ингрэм (1892-1950), или об отдельных фильмах - "Броненосец "Потёмкин"" (1925), прелестнейший (я его даже озвучил - просто для себя, т.к. ненавижу читать по субтитрам) "Паровоз "Генерал"" (1926), - об этом пишут часто, да. Я, как и Фульчи, не люблю напыщенных "звёзд" и "маститых" дементиков (что может быть слабоумней Феллини?..), однако это не отменяет того факта, что невообразимое количество томов было написано о Годаре, Висконти, Пазолини и прочих, коих я всех проигнорировал, разумеется (принципиально, да, т.к. я давно понял, что хвалят только посредственностей; некоторые случаи просто вопиющи - Павезе, скажем, который даже на третий сорт не тянул). Но чтобы встречалось хотя бы упоминание о "Калигари"... не припоминаю. Поэтому, наверно, я и пропустил этот фильм, а точнее, его название у меня связывалось с лентой 1962-го года, которая мне понравилась. Немецкую же ленту я, к счастью, до сей поры не лицезрел и даже не встречал о ней упоминаний. Не думаю, что это именно предвзятость к немцам - русских, скажем, ненавидят гораздо сильее, но ценили же. (Лишь с полнейшим вырождением культуры в Европе запретили Достоевского и Чайковского, а русский балет с какого-то перепуга назвали "украинским" (в Германии, да), но это уже наши дни, точнее - ваши)) Кто бы мог подумать, что эпоха рэпа - ублюдочных столичных частушек - окажется кошмарней, чем настоящий Апокалипсис Первой Мировой...) У немцев же можно ценить разве что поэзию**, если, конечно, её кто-нибудь читает, но точно не кино. Оно у немцев плохое, как и литература, пародия на "науки" (взглянуть только, в какую ублюдочность немцы превратили антропологию - теперь любой, кто интересуется этой темой, автоматически записывается в "расисты", - или "лингвистику" шизоидного психопата фасмера***) и в целом "сифилисно-пивная" (по-Ницше) культура. Бог весть, как немцам нужно извернуться, чтобы создать шедевр. Честно говоря, я в это не сильно верю. Скорее уж свинья полетит.
_________
* Майнлендер - типичнейший немецкий школяр
** впрочем, это как раз может быть предубеждением - я ценю немецкую поэзию потому лишь, что сам поэт и ценю любую поэзию, если только это не полное убожество (стишки на английском), будь она на финском, шведском, африкаанс или суахили
** гюнтер и фасмер - типичнейшие примеры антиучёных, типичных для немецкой антинауки
Комментариев нет:
Отправить комментарий