23 ноября 2021

Эпохи в жанре кинематографа (с точки зрения страстного любителя)

Понятия не имею, насколько это академично, но в моём представлении это видится так:

1900-1925 гг. - Авангардный период кинематографа. Всё, что бы ни делали тогда режиссёры, было свежим и новым. В этом был колоссальный интерес. Фильмы ещё не были жёстко поделены на категории, поэтому никто из ранних творцов не морочился особо с тем, что именно он делает - детектив, комедию или драму. Он опирался на художественный эффект. В Америке стремление к гигантизму породило совершенно невероятные фильмы на историческую тематику, когда в съёмках задействовались тысячи людей, а декорации воспроизводили целые дворцы в натуральную величину. Даже сейчас такие постановки превосходят всякое впечатление. Поскольку фильмы были немыми, актёры усиленно изображали свои чувства мимикой и потрясающей театральностью манер. Выглядит это трогательно, хотя нередко и глуповато. Все фильмы были, понятно, чёрно-белыми, поэтому многое сейчас кажется нуарным - эффект, которого много позже будут стараться добиться искусственно (и окажется, что это весьма труднодостижимо).

1925-1950 гг. - этот период я определяю как коммерческий. Американцы рано смекнули, что из производства кинофильмов и их проката с усиленной рекламою, со всеми этими эффектными милашками на афишах, можно неплохо заработать, - так появились крупнейшие в мире киноконцерны. Для работы привлекали со всего мира самых успешных и лучших актёров и режиссёров, которых утилитарнейшим образом выжимали без остатка и бросали на обочину существования. Так, случилось, например, с величайшимй актёром всех времён (по моему личному мнению!) Белой Лугоши - никому не нужный, старый, больной человек, некогда бывший иконой целого жанра. Самым популярным видом кино в коммерческое время была музыкальная комедия или мелодрама. Этот жанр ныне полностью ушёл в небытие, но некогда был самым любимым у зрителя. Серьёзное и глубокое кино было редкостью, поскольку оно было трудно для восприятия, а потому не приносило кассовых сборов. (Как ни удивительно, в кинематографе практически не отражены прошедшие в реальном времени две Мировые войны; да, они были осмыслены и критически представлены, но это не было ведущим направлением. Страшные и натуралистические военные реалии будут представлены на экранах много поже - в конце XX-го века в фильмах вроде "Чистилище" (1997) и явно снятом под его влиянием "Когда молчат фанфары" (1998)).

1950-1970 гг. - наступила эра декадентства в кинематографе, когда на смену необоснованной жизнерадостности пришёл столь же необоснованный пессимизм. Мрачные мотивы заполонили кинематограф - незаслуженно обвинённые, отчаявшиеся преступники спасались от хищных, коррумпированных и грязных копов, - таким свежим образом воспринималась тогдашняя дествительность. Возможно, это было связано с стремительной урбанизацией и неизбежной в таком случае дегуманизацией. Человек стал беззащитной и совершенно беспомощной частицей гигантской бездушной системы, которая перемалывала судьбы, безразличная к их горестям и страданьям, не говоря уж о лепете вроде "страведливости", "человечности" и т.п.. Из кино исчезло понятие о герое, потому что это была сугубо случайная фигура. Декадентский настрой отчасти нивелировался культом сильной личности (в вестернах и тех же полицейских боевиках), но от этого кино менее мрачным не становилось. К концу 60-х годов кино стало уже практически полностью цветным, а также появился стерео-звук, что сделало музыкальное оформление более тонким (фоновая музыка в духе прославленного Бадаламенти) и в фильмах появилось много запоминающихся песен, грандиозное количество их.

1970-1990 гг. - я не знаю, как назвать категорию ещё ниже декадентской (сказать "выродочной" вроде будет грубовато), поэтому я определяю этот период как "трешевый". Это была эра всевозможнейшего треша, как будто бы ровно в 1970-м году прошла по всем киностудиям некая директива с жёстким указанием снимать непременно с максимальным количеством обнажёнки и насилия. Всяческая натуралистическая мерзопакость, вроде итальянских "ужастиков", внезапно затопила кинематограф. - Полное впечатление, что Киноискусство сдохло и разлагается. И довольно трудно отделаться от этого впечатления, во всяком случае я предпочитаю смотреть фильмы строго до 1970-го года. Практически всё, что снималось в период кино-"треша", нельзя смотреть детям. Единственное замечательное в этой декадентской поре - это новый жанр, появившийся, как ни странно, в Австралии (Mad Max, 1979) - постапокалипсис. Градус насилия, равно как и голых телес, само собой, зашкаливает. Также в 80-е снимались самые безумные фантастически фильмы во всей истории кино (то, что снимал, например, Фред Олен Рэй).

1990-2005 гг. - этот период я назвал "Малым периодом возрождения". Очень заметно, что и зрители, и производители несколько устали от того низкопробного треша, который штамповался ранее, и была предпринята не безуспешная попытка привнести серьёзность в кинематографическое Искусство. Упор был сделан на военную тематику, на осмысление войны, отсюда один из самых значительных жанров кино в этом периоде - военная драма. Было снято большое количество первокласных фильмов на военную тематику - такие ленты, как "Забытая рота" (2001), "Эль-Аламейн" (2002) и др.. Однако этого было недостаточно, чтобы вызвать Ренессанс в кино, которое ужасно, безнадёжно деградировало, изначально взяв неверный курс (нужно было продолжать авангардное направление с упором на художественный эффект, а не пытаться делать картинку, которую можно по шаблону растиражировать и потоково распродать), - и пусть кто-нибудь посмеет заикнуться о том, что капитализм это двигатель чего-то там, когда при малейшем касании Искусства с этой мерзостью происходит лишь одно - стремительная и полная деградация, - своей творческой жизни кинематограф обязан Азии, а именно Корейской волне (1995-2015 гг.), Новому Китайскому реализму (простые, но невероятно душевные фильмы, вроде "Эрмо", "Ни на одного меньше" и др.) и Японской волне хоррора ("Тёмные воды", "Звонок"), представившей феномен ужаса в совершенно ином, нежели чумазые итальянцы, виде. Определённо, жанр Киноискуссва очень обязан Азиатскому кино.

2005 - по настоящее время, - этот период я называю так: "Попытки продолжать и финал". В принципе, не было никаких предпосылок для того, чтобы прекращать Ренессанс кинематографа, более того - к 2005-му году Азиатское кино только вошло в полную мощь, создавая шедевр за шедевром, уверенно выйдя на мировой уровень (в 2005 году выходят такие прославленные фильмы, как корейский "Король и шут" и японский "Ямато"). Однако внезапное обрушение пришло с совершенно неожиданной и чисто вспомогательнй стороны, а именно - с технической. Начиная с 2005 года, всё больше и больше стали снимать на цифровую камеру, разрешительные способности которой всё время росли. В последующие десять лет, вдохновлённый азиатским энтузиазмом, кинематограф ещё творил хорошее кино, однако после 2015-го года вообще, кажется, перестали снимать на плёнку. Кино стало ужасно стерильным по картинке и звуку. Казалось бы, и что в этом плохого? Может, сравнить с картинкой и звуком фильмов 1930-х? Не в этом дело. Бодрийяр - один из немногих современных мыслителей, достойных внимания - в очерке "Эстетика утраты иллюзий" подробно и с удручающей категоричностью объяснил, почему Искусство несовместимо с цифровой картинкой. Как поразительно, что кинематограф выжил, пройдя через унитазную пошлость и безоглядно нахальную распродажу, но был побеждён какой-то коробкой, делающей слишком чёткую картинку... Что же остаётся в таком случае? Ничего, кроме возврата в глубокую архаичность ("Вперёд - к Бергману, бараны!", - как я это провозгласил в пустыне моей ницшеанской проповеди). Поэтому я ничуть не удивлён, что чуть ли не единственный примечательный фильм последних лет - чёрно-белый "Маяк" (2019), равно как в Европе что-то интересное мне вспоминается в виде чёрно-белой же картины "Поле в Англии" (2013). Все эффекты сейчас направлены на сгущение и размытие красок, на максимально несовременный антураж и на яркую харизматичность актёров. - Да, что-то будет продолжаться в таком роде, но это уже кинематограф, отошедший в Небытие - Сумерки...

PS Представлен сырой вариант очерка. Возможны изменения дат (кроме ключевого 1970-го года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий