Касаемо "парафраза". Не всегда бывает понятно, имеет ли место отсылка (аллюзия) или перепев (парафраз), или это даже попросту калька. Вот, скажем, японская композиция по очень знакомым любому русскому человеку мотивам:
(возможно удалят с "Ютьюба"; фрагменты из фильмов обычно удаляют)
Конечно же, это мелодика знаменитой советской песни:
Вопрос в том, была ли это калька, либо перепев, либо сознательная отсылка (это не очень понятно без знания японской текстовки). Это вполне могла быть и кавер-версия на японский манер, хотя обычно японцы делают точный дубликат композиции.
Bon, я ни в коем случае не выступаю в роли обвинителя - вовсе нет! Все проявления творческого энтузиазма похвальны, и, в сущности, любая красивая песня может иметь право принадлежать всем народам Земли, ведь, как гласит известная конфуцианская максима, "Весь мир под одной крышей". Это прекрасно, что красивая мелодия и простые сердечные слова могут напоминать каждому, что он всё же человек, а не скот жвачный, хотя к обнулению интеллекта всё движется весьма стремительно и это нужно понимать буквально, а не фигурально (уменьшается объём головного мозга, редуцируются словари всех языков, превращаясь в дегенеративное непотребство*).
Я просто отмечаю некоторые любопытные моменты всвязи с музыкальными проформами бытия. Всё это, подозреваю, живые субстанции, - ведь недаром их понимают растения, животные и птицы, - и судьба у них прихотлива и самостоятельна. Творец выступает в роли проводника и сам с некоторым удивлением видит, что же такое получилось. Это враньё всё, когда композитор пыжится, пытаясь выдавать свой продукт за плод тяжёлых бдений - мелодия приходит в мире по своему желанию и далее существует также по своему желанию. Притязать на песню, в строгом смысле - нелепость и курьёз, удел недалёкого ума. Вот поэзия - совсем другое дело! К поэзии я бешенно ревнив и даже не записываю лучшие свои шедевры, а не то, что скармливаю их свиньям... Я прекрасно понимаю, что музыка иерархически выше поэзии, но именно поэзия приносит истинное удовольствие и позволяет, наконец, достигать идеальных результатов, чего _никогда_ (!) не удавалось в музыке, несмотря даже на сумасшедшие усилия, опасные для жизни (когда не спишь сутки напролёт с целью _во что бы то ни стало_ создать композицию, которую можно твёрдо назвать идеальной, но всё оказывалось напрасно!). В поэтике же сплошь и рядом примеры идеальных построений, совершенно гениальнейших аллегорий и словосочетаний. А кто мне назовёт пример "идеальной музыки"? От полудурка, назвавшего моцарта или шопена, я просто отмахнусь. Даже Бах не был идеален, что уж тут говорить о швали...
(Тем не менее, около пяти песен, среди которых одна моя, я мог бы назвать "почти идеальными").
_________
* я отслеживаю этот момент на примере русского, стремительно вырождающегося в нечто, что я нызываю "московитским" или "расиянским" языком
Комментариев нет:
Отправить комментарий