16 июня 2021

И снова о плагиате

Решил немного углубиться в данную тематику, т.к. слушаю очень много всякой интересной музыки и постоянно, там и сям встречаются знакомые мотивы. Является ли это признаком плагиата? Конечно же нет. Как я люблю говорить, нот всего семь, а песен миллион ) Кроме того, есть разные виды и типы "похожестей" - именно это я и хотел бы немного структуризировать.

Выглядит картина в моём представлении так:

1) калька - калька это, по-сути, и есть плагиат, разве что в музыкальном понимании. Дело в том, что плагиат - это понятие чисто юридическое, и доказать, что имел место плагиат - чрезвычайно трудно. Для этого проводится следствие, рассматриваются доказательства и т.п. А поскольку музыку воруют постоянно, вне сурового ока юрисдикции, речь идёт о кальке. Кто был уличён в воровстве чужого материала - обливается всячески презрением и вообще теряет репутацию напрочь. Теперь в глазах слушателей он - нечистоплотный бездарь, дешёвка. Воруют у своих коллег-музыкантов (тупо подслушав), воруют старые и забытие песни, воруют песни из других стран, перепевая их на своём языке, - это происходит сплошь и рядом. В быдлянской московской речи слово "калька" звучит экзотично - в вульгарном выражении это называется "передиранием".



Замечено Акселем: https://maystre.livejournal.com/6103.html

2) кавер (cover) - кавер-версия, конечно, не является калькой, т.к. представляет собой скорее дань уважения, а также попытку влить свежую струю в какую-нибудь старую песню. Это может быть песня из телефильма или какой-нибудь древний хит. Не всегда это удачно и не всегда уместно, но практика довольно частая. Я сам делал кавер-версии песен любимых групп юности - Holy Moses, The Exploited, The Misfits и др.





3) аллюзия - сознательная ассоциация с известной некой песней, отсылка к мотивам и сентенциям. Как правило, смысл аллюзии в некой концептуальной подаче. Скажем, много отсылок к советским песням у ГрОба и Красных Звёзд; в их случае это было нечто идейное. Тоньше и потому менее заметны аллюзии к литературным работам - это уже заигрывание с интеллектуализмом. Не следует думать, что в роке профилируются только истеричные картавые деграданты, визжащие названия обложек модных книжек ("сто лет одиночества", т.п.), - есть такие аллюзии, которые и при близком рассмотрении-то не увидишь. В этом есть свой шарм, несомненно, своё некоторое эстетское жлобство...)

4) парафраз - это не дублирование композиции, а скорее "сочинение по мотивам". Берётся основная канва, мелодический рисунок, но в песню вкладывается что-то своё. Не очень понятно, зачем это делать, - это вроде как полупедерастия (если предположить, что плагиатор это педераст), - зачем вообще брать чужую работу и что-то мудрить с ней, переделывая, но, возможно, и для этого есть причины. Если группе никак не удаётся содать яркую композицию от себя, она берёт чужую, переделывает её и называет это "парафразом". Возможно, у колхозников это проходит...

австралийский оригинал -

литовский "парафраз" -

колхозники те и другие...)

5) пародия - в сущности, то же, что и кавер-версия, только в ехидной и желчной подаче. Передёргиваются и перевираются слова, утрируется всё, что только возможно, доводясь до степени крайнего идиотизма. Это может быть и умеренно, но акцепт в том, чтобы сыдиотничать по максимуму )

кантри-исполнение известной композиции бэнда Slayer

Также есть ещё одна вещь - неучтённый фактор бессознательного. Дело в том, что автор может напрочь забыть какую-то песню, но она неким образом прорасётт в потёмках его души и пробьётся на свет. То есть человек может даже не знать, что воспроизвёл песню, которую просто позабыл, но, возможно, мельком слышал. Плагиатом это, ну, никак не назовёшь, просто один из примеров сложной психоконструкции творческого человека. И совсем уж тёмными мотивами можно назвать песни, услышанные во сне. В моей практике такое тоже было постоянно - и могу ли я сказать, что "воровал" эти мелодии, которые слышал во сне и с которыми пробуждался? Ангелы ль, демоны ль дарили их мне - почём мне знать? Они звучали прекрасно, звучали где-то в Небесах, и я не мог их не озвучивать, если успевал записать до того, как они исчезали - нежные, эфемерные... Подозреваю, что подобное известно любому настоящему музыканту, который именно живёт музыкой, а не просто брынькает на гитарке, бубня всякую ублюдочную, "традициональную" антипоэтическую парашу, которую слушать невозможно. Об этом нечего и говорить.

PS Конечно, легко допустить, что когда ты сутки напролёт что-то сочиняешь, и так проходит год за годом, психика продолжает работу даже во сне, и ты слышишь, юридически, законно _свои_ песни... ) Но всё же хотелось бы допускать и высшее участие. Если страстно любишь Античность, она не может не откликаться, даруя своё признание. И тут музы явно идут в дело, даруя заветные, волшебные ноты - о да, божественные...

Ио Пан! Ио Ио Пан!

Комментариев нет:

Отправить комментарий