19 мая 2021

Почему мне нравятся старые фильмы...

С некоторых пор я начал смотреть их много, - всё началось с ленты "Путь в Шайло", потрясшей меня до глубины души, когда я вдруг почувствовал вкус к этому кино (раньше я всерьёз считал, что до середины 70-х ничего примечательного не снимали), - и почему-то сразу полюбил. Один за другим я смотрел эти фильмы - всё с тем же волнением: "Шенандоа", "Дружеское увещевание", "Бунт в Форте Ларами"... Что-то мне в них нравилось, но я даже не задумывался особенно - что же именно? И вдруг я понял! Смотрю я ленту про Бурскую войну "Majuba: Heuwel van Duiwe" 1968-го года производства, рихтую свой африкаанс в качестве третьего иностранного языка (после немецкого и польского) и вижу такую вот милашку - Reinet Maasdorp (род. 17 марта 1940 г.):



- и вдруг понимаю, что именно мне нравятся в атмосфере и стилистике фильмов 60-х - мне нравятся искренние улыбки! Вот в чём вся изюминка-то! )) И что, по-сути, меня так раздражает и отвращает в рожах всех этих уродливых Джоли и Питтов? Они донельзя фальшивы в каждой своей черте! И это если игнорировать их уродство. Да они попросту неартистичны! Как такое полено, как Питт, вообще могло стать артистом? Он же бесталанен! Ладно, я ещё могу стерпеть "харизматиков", то есть просто ярких личностей, зачем-то заделавшихся артистами (с таким же успехом они могли бы стать сантехниками), - все эти Делоны и Каприо, по сути случайные люди, - но у Питта просто нет типажности, нет профилировки. Кого он может играть в принципе? Какой профиль у него? "Парень с улицы"? - мимо; "утончённый денди"? - смешно; "мрачный одиночка"? - нет признаков интеллекта и самобытности, нет глубины, не видно её. Ни что ему не подходит, не говоря уже об универсальности (качество истинного актёра). Возьмите Малькольма Макдауэлла как пример блистательного актёра - роли в научно-фантастических фильмах, блистательная роль русского генерала, роль хищного руководителя гигантской корпорации, роль тихого убийцы, роль серийного убийцы (это ж над так изобразить стальной хладнокровный блеск глаз...)), - каждая черта, каждая мима, каждое выражение просто шедеврально! Ясно дело, плохих ролей нет, есть только пара неудачно сделанных фильмов (это никак не касается игры Макдауэлла). То же можно сказать о таких актёрах, как Клаус Кински и Рутгер Хауэр. - Ты просто смотришь и восхищаешься, мир вокруг преображается...

Короче, о чём это я?..

Ах да, что мне нравится в старых фильмах! Не сразу это понял, повторю, но по сути мне нравится живая, непосредственная игра актёров, их искренность, а также неизменная динамика, как будто режиссёры чётко выдерживали пульс зрителя, не давая ему заснуть или раздражённо цедить сквозь зубы "да что за отстой ср...ый..." - ну, как смотришь современные фильмы (если бы кто-нибудь предложил мне на выбор посмотреть от начала до конца фильм "Run" (2020) или просто отстрелить себе голову, я бы не колеблясь выбрал сразу второе!). Старые фильмы так смотришь: только включил и уставился с слегка отвисшей челюстью, а когда пришёл в себя и начал моргать, уже финальные титры идут, а дыхание перехватывает от восхищения, - вот что называется "погрузился в сюжет"... ) Так даже сериалы старые снимали, как ни поразительно; для примера - "Сумеречная зона" 1959-1964-х годов - какая динамика, какая драматика, какие типажи! "Я верю, верю! браво, браво!..." ) При всех современных технологиях разве кто-нибудь способен снять нечто столь же драматическое, как "Скотт из Антарктики" (1948) или "Атака" (1956)? С наступлением 60-х фильмы обрели цвет и появился стерео-звук и возможно это была в чём-то вершина, но что случилось потом? Всё вдруг резко скатилось и протухло. Произошло это прямо сразу на рубеже 70-х. Как раз с этого времени и начинается отстойное кино с его двумя непременными чертами - насилие и секс, без всяких разумных ограничений эксплуатация того и другого, даже без особого смысла (насилие ради насилия, сцены совокуплений просто для того, чтобы были; - странно, почему раньше без этого обходились?..). Фульчи, Бава, Ромеро и прочее - это уже трешак агонизирующей проформы, в кино уже не было жизни. Всё-таки надо было рано или поздно это понять, не так ли?..

Всё то же касается и моей любви к Финнскому кино. Финны в обхождении - мрачные, угрюмые, нелюдимые типы, им даже в голову не приходит изображать любезность. Если финн будет пьян и в дурном настроении, он двинет в рыло сам и получит сам тоже, разумеется. Однако финны - внезапно - очень приветливые люди, которые искренне выражают свои чувства; они улыбаются искренне и их приязнь тоже искренняя. Ну а то, что у них своебразный юмор - так это и есть изминка Финнского кинематографа! Я его обожаю просто...)

Обязательно как-нибудь напишу очерк о Топ-10 (или 15) моих любимейших Финнских фильмов. Это просто шедевры сплошь, что ни говори ) (Посмотрите пока просто ленту "Kaasua, komisario Palmu!" 1961-го года, чтобы примерно прикинуть, что такое Финнское кино).

Комментариев нет:

Отправить комментарий