15 марта 2020

О поэтике Лавкрафта

Поэзия Лавкрафта холодна и формальна, носит черты программности. Иначе говоря, это рифмованные истории, рассказы в стихотворной форме. Подобный жанр архаичен и ныне труден для восприятия. Однако Лавкрафт никогда не занимался экспериментаторством и не любил модернистский вычур. Он был классицистом в его самом "махровом" виде - классицистом в смысле приверженности слогу Вергилия и Лукреция. Здесь Лавкрафт выступает в прямой оппозиции к манерному фанатику Кроули, который обожал экспериментировать во всех областях искусства, включая, конечно же, поэзию. Одних только творческих псевдонимов у Кроули было порядка пятидесяти (тоже некий вид творчества, если так подумать...)).

Естественно, это не означает, что стихи Лавкрафта не достойны внимания. Как раз достойны, и есть очень хорошие русские переводы. Одни из первых были сделаны русским поэтом Николаем Шошуновым; опубликованы эти переводы были здесь: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/r_stihi.txt (также см. на странице автора на "Прозе": https://www.proza.ru/avtor/kolya2). Мне, естественно, взяться за такой труд и в голову никогда не приходило, но я много сочинял песен по мотивам Лавкрафта. В основном это были брутальные и экспериментальные вещи. Но были и редкие спокойные образцы.

Вот, например, песня "Фестиваль" - стихотворное переложение Лавкрафта его одноимённого рассказа в русском переводе Шошунова. Я просто сочинил обыкновенную классицистскую композицию, просто ради разнообразия, слегка устав от грохота и космических шумов (эта песня идёт бонусом к основному блоку сочинений в рамках проекта Astrophobos; также издавалась самостоятельной композицией в рамках основного проекта Thelema Borealis, поскольку никакого отношения к дарквейву не имеет). Это обыкновенная программная работа, но чистота стилистики выдержана. Это я умею. Про "певческие" данные молчу, у меня их никогда не было. Если я поэт и музыкант, то уж с какой стати-то я должен быть великим певцом?...) Это уж отдельный талант, он весьма редкий. Я просто зачитал текстовку под музыку, причём довольно невнятно и сбивчиво )) Музыка в моём творчестве всегда была первичной.



Но, думаю, это в любом случае на десять голов выше, чем любые кукареканья "про Лавкрафта" со стороны дешёвок-москвичей, не говоря уж о питерских полупедерастах. У этих-то  талантов ещё никто не нашёл ))

Bon, есть какая-о чистота в Лавкрафтианском слоге. Она бесплодна и сверхчиста, но ведь Лавкрафт был ещё тем пуристом. Я так думаю, одна из причин избегать людей была в том, что он элементарно брезговал подавать руку...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий