08 февраля 2025

Вячеслав Иванов - Польский мессианизм, как живая сила

Очерк поэта Иванова, опубликованный в газете "Утро России" 22 марта 1916-го года.

Пишет о Польской эмиграции - той её части, которая приехала в Россию. Пишет о долгой "семейной вражде", которая наконец-таки может быть прекращена благодаря идее славянства, которое Иванов, получивший имя в честь покровителя Чехии святого Венцеслава Чешского, понимал исключительно в христианском смысле.

"Хочется верить, что долгая «семейная вражда» уже преодолевается сознанием неразрывной и, даст Бог, навек отныне нерушимой кровной и духовной связи узнавших, наконец, друг друга братьев, — связи, могущей и долженствующей торжествовать над всеми превратностями исторического рока, какими бы бедами (как не я думаю, но мнят напуганные и маловерные) ни грозил он нашим взаимным надеждам на водворение вожделенного свободного строя в славянской мировой громаде". - Великолепно написано! Я прям не знаю, что тут подправить или добавить. Иванов был отличным, вдохновенным поэтом. Насколько всерьёз это можно воспринимать буквально и по сути? Ну, поэт вдохновляется именно тем, что он любит, чем он живёт, чем дышит и вообще, что является его сутью. В этом и заключается некая ирония - почему-то думают, что когда человек говорит пылко, высокопарно или вдохновенно, то для него это нечто сиюминутное или даже фальшивое, тогда как на самом деле это высшее выражение искренности. Да, в чём-=то даже символ веры. Ну, попробуйте вдохновиться тем, что для вас безразлично, антипатично и вообще чуждо вам. Не знаю, как у вас это получится, но я могу представить себе _моё_ вдохновение от джаза, рэпа, рекламы или ещё какой французской мерзости, коя претит всей моей натуре...

"Хочется верить, что над славянством брезжит заря любви и что для Польши рассветает третий день ее пребывания во гробе — день воскресный. Я слышал от поляков слова упования на эту будущую любовь обоих наших народов, — любовь тем более крепкую, чем ожесточеннее была прежняя распря". - Русско-Польское единство - это страшный сон наших вековечных врагов (отец чей дьявол, по словам Спасителя крепким и достоверным), поэтому и вражда к полякам (коей вовсе и нет у русских*) в России разжигается ими, и равно так же вражда к русским в Польше, что я не раз слышал от поляков, кои русских вовсе не ненавидят. Есть претензии - это верно, но они неизбежны, учитывая тот факт, что Великое Польское Королевство обрело силу и могущество раньше России, но, вероятно, всё же переоценило свои силы, приняв решение присоединить Русские Земли к Великой Польше, правившей фактически Европой (т.е. стоя во главе всего католического мира, в том числе напрямую возглавляя Ватикан); с этого всё и началось - эта долгая и давняя вражда с начала 1600-х годов, когда Польша набрала такое могущество, что остановиться просто не могла (если глубоко вдуматься, то поляки были как бы обречены затеять этот "восточный поход", да и наверняка подталкивали ведь извне всё же "дети дьявола"), и это при том, что этнически, антропологически, по языку, во многом по характеру, а в первую очередь по крови мы являемся братьями. Также и чехи. Что касается украинцев и белорусов, то они оказываются как бы в обеих сферах влияния, являясь частью обеих культур (естественно, не отрицая собственную самобытность, коя есть и у субэтносов - например, у казаков и старообрядцев внутри русской народности, или у кашубов и горяков у поляков, - это как бы тонкие моменты, очень колоритные и важные, которые нужно ценить и сохранять через века, потому что многое неизбежно утрачивается, но сохраняется в глухомани).

Далее.

"Каждое освободительное усилие Польши было запечатлено в прошлом подъемом мистического воодушевления, доходившим почти до религиозной экзальтации". - Да, после утраты Польшей могущества осталась только неистовая вера в возможность нового возвышения. Ясные умы понимали, что время уже упущено, что Россия и Пруссия набирают силу, - две ключевые угрозы Польши, что в итоге привело к закономерному разделению этой территории. А сейчас Польша является ключевым полигоном для войны с Россией и десятки тысяч поляков напрямую воюют с русскими, причём на русской же земле...

Вот как характеризует Иванов поляков (всегда интересно почитать): "Поляки — самые опрометчивые и самые вещие из славян, и необычайною прелестью и теплотою действительно пробужденной духовной жизни, как чем-то родным, желанным и заветным, дышит на русскую душу этот подслеповатый к действительности, не умеющий всесторонне охватить и опознать ее, пыл, этот — если позволено так выразиться — соборный субъективизм, мерящий историю летосчислением ангелов". - Честно говоря, ничего не понял...) Иванов был не из простых, конечно. Поэзию его называют "сомнамбулической" - она вся из грёз, поди пойми в ней что-то) (Показательный образчик стихии Воды, к слову говоря).

"Одушевление славянскою идеею почти одновременно вспыхнуло в Чехии, в Польше и в России, и вдохновленные ею назвались у нас славянофилами. В среде западников эта идея не принялась по той простой причине, что им, как гуманистам и поборникам универсальных культурных норм, чужда была мистика родовой, народной и племенной личности. Чтобы обосновать постулат славянского творчества, нужно было углубить постижение славянского бытия; но западники в народном бытии видели только феномен национальности. Напротив, сознательною ли, или логически неосознанною, предпосылкою всякого славянофильства служила изначальная интуиция реального бытия великой племенной души, объемлющей и вмещающей в себе, как некий Элогим, отдельные народные души". - Так всё верно, именно это подразумевает легенда о трёх братьях - Лехе, Чехе и Русе, - которые и составляют это "племенное единство". А происходит оно из Венедской древности. От неё же происходит и древняя Античность.

"...поэт Тадеуш Мицинский вдохновенно и прочувствованно повествовал о священном предании и живом преемстве польского мессианизма. С трогательною силою, — тем более острою, что поэт-мистик кажется радикальным противником догматической традиции, — звучало исповедание Христова Имени de profundis: если Христос — только мечта, нет Польше надежды на воскресение. Такое сокровище молитвенной энергии должно рачительно лелеять и беречь, чтобы неприкосновенным уцелело оно среди всех искушений, из коих немалым является безбожная «культура», и еще горшим — подмена Единого Лика чужим". - Слог прекрасный и, несомненно, Иванов совершенно искренен, но вот к чему это всё?..) Я так далёк от подобного мировидения...

Завершающие строки: "Я живо чувствую, как сила Польши растет, подобно силе Антея, от прикосновения к родной религиозной почве и оскудевает в меру отщепенства от соборного существа Церкви. И с первым, ближайшим искушением подходят лицемерные утешители от имени организованной и все организующей культуры «автономных» ценностей: «Почему же, однако, необходимо столь трагически связывать участь Польши и, если угодно, судьбы всего славянства с весьма сомнительною будущностью христианского верования? Основа воздвигаемого здания тем прочнее, чем меньше в ней пустых мест, заполненных иллюзиями». Но мы не прагматически смотрим на христианство и не затем хватаемся за крест, чтобы выбраться при помощи опорного рычага из пропасти; мы несем крест на плечах и крест в сердце. И только те розы были желанны нашим делам, что расцветают на кресте. Обездушенного славянского строя мы не хотим, он нам не привлекателен; душа же славянская — христианка, и верховный Архангел племени, — когда мы поднимаем к нему духовный взор, — исчезает над нами в свете Фавора". - Конец.

Вот так видел и понимал суть славянства Вячеслав Иванов в годы Первой Мировой войны, пытаясь представить себе будущность Польши, которая с 1914-го года фактически стала уже самостоятельным государством. Там затем придут крайние силы и бодро и взасос обнимутся с... немцами. В 1927-м году было проведено первое Советское военное совещание высших чинов, которые были совершенно убеждены, что я ближайшее время на Россию надвинется польско-немецкая орда. Заметьте: поляки были главной силой этого возможного похода, а немцы были только на подхвате как слабейшие. В итоге всё сложится несколько по-другому и Польша, так низко воспользовавшаяся беззащитностью Чехии и Словаки, заполучит кличку "гиена Европы", накинувшись на чужие земли. Что-то изменилось, как-то соборности маловато. Мог ли такое представить Иванов? Крайне вряд ли! В конечном итоге, он был лишь мечтателем и, как все поэты - никаким провидцем...

Вот так.

_______
достаточно заменить, что у русских нет оскорбительной клички для поляков; выражение "пшеки" - ироничное и относится к поговорке: "поляк что ни скажет - то пшекнет, как литвин обязательно дзекнет"; а уж "лях" это никак не может быть "оскорблением" по той простой причине, что это самоназвание (!) поляков, т.е. лехитов (по легендарному имени Леха или Ляха); поэтому поляки часто называют Польские территории Империей Лехитов, а говоря о более ранних временах, речь идёт об Империи венедов; согласно польским представлениям эти легендарные Империи переходят одна в другую с течением времени, не представляя разрывов; территории восточней принадлежат легендарному народу Рус, а к западу - земли Чеха; три легендарных брата Лех, Чех и Рус и представляют это славянское семейство; что касается южных славян, то это была колонизация, понятно, с севера (походы антов-сколотов на Балканы; словенцы считаются чистыми антами, прочие - смешались с местными племенами, входящими в малую балкано-кавказскую расу); таким образом, именование поляков "пшеками" и "ляхами" - это прозвища, но никак не оскорбительные клички, равно как для русского не обидно звучит прозвище "русак" (или "руско", как говорят поляки, согласно польской грамматике), по той просто причине, что это просто имя, как и "лехит" - это также имя поляка

Комментариев нет:

Отправить комментарий