17 февраля 2025

Стыд

Никоим образом это не может меня касаться, но я не могу не испытывать досады и стыда за то, как опустилось киноискусство в угоду политиканству. Ведь это самое первое правило Искусства: быть вне политики. В годы великой Войны мы сражались с ужасным врагом, но никогда - с немецкой культурой, Япония пережила катастрофическое унижение поражения, но Куросава снимал фильмы по Достоевскому и Горькому, потому что для художника великая русская культура не привязана к ситуации, и у нас в России никто не переименовывает улицы, связанные с Украиной, а в Крыму украинский язык - один из официальных, потому что мы не воюем с памятниками, языком и храмами, как это делают на Украине со всем русским. И то, что какие-то актёры приезжали на Украину, дабы выразить мнимую поддержку, но на самом деле отрабатывая полученные гонорары - это довольно скверная пилюля. Понятно, что для бескультурных столичных пролов это проходной момент: поглумились и забыли, уже через неделю никто не вспомнит, а вот для людей высокой культуры - это довольно фундаментально...

Грустно видеть это.

Меня лично ободряет только то, что я понятия не имею, кто такие Блоом и Стиллер, - должно быть, кто-то из новых, а новые фильмы совершенно несмотрибельны. Я не видел их ни в одном фильме, впрочем, как и Пенна (пару раз мельком в каком-то непримечательном треше); что касается Джоли, то в юности у неё была пара неплохих ролей, но мне всегда больше нравилась Йовович (я, можно сказать, её даже люблю), - они несколько похожи, но Джоли более суррогатна (именно ей обязаны милашки этой мерзейшей моде на раздутые губы, тогда как Античный канон красоты - тонкие красивые губы). Из новостей, насколько помню, Йовович упоминалась всязи с тем, что выгнала свою служанку за то, что та отказывалась говорить по-русски (она была с Украины): пусть катится, скатертью дорожка! Больше, кажется, упоминаний не было, и уж точно проплаченных наездов на Украину. Не приезжали и другие актёры, так что не следует думать, что продажны прям все. Кто-то, помню, даже говорил открыто, что ему предлагали деньги, но он отказался. Кажется, это был тот колоритный мексиканец, которого можно видеть в фильмах Тарантино, я не припомню его имя.

Касаемо Тарантино, добавлю к-слову, чтобы не уделять ему специальное внимание (о нём ровно нечего сказать - типичная американская пустышка): вот он говорит, что для него кино закончилось в 2019-м году. Я не знаю английского, так что можете послушать сами, я же читаю просто описание: "«2019-й был последним годом кино». На фестивале «Сандэнс» режиссер раскритиковал существующую прокатную систему, когда фильм идет в кинотеатрах лишь несколько недель, а затем уходит на стриминг. Тарантино назвал театр, где можно взаимодействовать с аудиторией, последним рубежом":



Различаю только маты, но для американских дворняжек вполне обычное дело разговаривать матом вот так на публике. Для русских режиссёров такое невозможно абсолютно. Пиндосы не поверят, конечно, для них же это норма) Для хороших европейцев это, конечно же, не норма, а очень даже наоборот (считается моральным помешательством).

Что там с прокатом фильмов - это для меня тёмный лес, но лично я для себя пришёл к выводу, что кино погубила цифровая картинка. Это не моё открытие, об этом говорил ещё Бодрийяр (1929-2007), один из последних крупных мыслителей Европы, но я самостоятельно пришёл к такому выводу, просто сравнивая картинку фильмов, скажем, Фульчи с цифровыми фильмами, на которые перешёл Линч, будучи первым режиссёром, ставшим снимать только на цифровую камеру. Эту проблему пытались решать фильтрами, делая картинку более нуарной. Так уже можно смотреть, но нуарная картинка полностью убирает весь цвет, так что получается и тут перекос. Это первая проблема. Вторая проблема - актёрская игра. Снимать на цветную плёнку - дорогое удовольствие, поэтому режиссёр требовал от актёров качественной работы и примерно представлял себе, потянут ли они роль, откуда более тщательный подбор. Цветная же камера затрат не требует - отснять можно сколько угодно метража, потому что это просто память в гигабайтах. Актёры явно играют даже не стараясь, даже не обладая способностями! Я всерьёз думал даже, что фильмы специально делают такими унылыми, чтобы рекламные блоки выглядели потрясающими на этом фоне и запоминались - то есть дело в рекламе, а не в фильмах. Это тоже моё собственное открытие, хотя и кажется почти конспирологией, а я её на дух не переношу (как и любую другую патологию)) Ну и, наконец, третье: это музыка. На смену спокойной интимности фоновой музыки* в духе Бадаламенти (1937-2022) - мир его блаженной памяти, великий был человек, один из последних мастодонтов жанра - пришла шумная безвкусица Циммера, этого невозможного идиота, истинного ученика Вагнера с его "бессмысленным бум-бум, раздражающим нервы" (как это характеризовал Ницше); даже если это не музыка собственно Циммера, она полностью копирует эту несноснейшую манеру шумной безвкусицы, которая только накручивает нервы и порой делает фильм просто невыносимым. Кто и почему решил, что именно такая, "циммероподобная", как я её называю, музыка нужна пусть даже для фильма действия - совершенно непостижимо. Боевики старых лет смотришь, не обращая внимания на музыку, - как-то она получалась уместной, по крайней мере не сильно мешала, - а сейчас просто один сплошной грохот - бессмысленный и безвкусный. - Вот такое вот кино, как я его себе представляю. Ясно дело, смотрю старые фильмы) Ну, то есть как старые, просто подборка хороших фильмов различных кинематографических школ, хотя есть любимые - японское кино до 1970-х, итальянское, шведское, хорошее русское кино до "перестройки", а в 1995-2015-х годах была фантастически изумительная Корейская Волна. Да, тоже цифровая картинка с какого-то периода (где-то с начала нулевых), но всё ещё хорошее кино, поскольку был энтузиазм, ведь корейцы смогли создать свой колоритный неповторимый стиль, хотя не всем он нравится (японцы его так просто ненавидят - у них всё это время была волна, которая так и называлась "Ненависть к Корее", - ужас какой...); эта удивительная смесь лёгкого юмора, нежной сентиментальности и настоящей глубокой мелодрамы (иногда с добавлением других жанров - боевика, криминала и т.п.) была настолько свежей, колоритной и ни на что не похожей, что как-то отвлекло общее внимание от фактического ведь регресса кино, и Корейская Волна в итоге превратилась из красавицы-принцессы в какого-то жуткого монстра; в какой-то момент корейские фильмы просто перехлестнуло бессмысленное кровавое насилие и откровенный, худшего пошиба трешак; смотреть это было уже невозможно, какой-то тарантинизм головного мозга приключился у столь лёгких и сентиментальных корейцев. Жаль очень. Уже много лет нет хорошего корейского кино, хотя есть надежда на волну Северокорейского кино, которое, быть может, что-то свежее привнесёт ещё. Посмотрим.

Эх, и опять я начал этот нескончаемый чёс про кино)) Ладно, завершаю. Повторю напоследок, что весь этот дурной спектакль с наездами знаменитостей на Украину - это, конечно, один из признаков падения жанра кино.

________
некоторые фильмы из замечательных по своим драматическим свойствам переходят в разряд великолепных именно благодаря музыке таких композиторов, как Jan Kaczmarek и Cezary Skubiszewski

Комментариев нет:

Отправить комментарий