19 ноября 2024

О добре и зле

онбнб.jpg
1.JPG

Комментарий интересный, конечно, хотя в данном случае я склонен полагать, что это всё же частное мнение. В христианстве, скажем, очень чётко подчёркивается: "Бог не бывает злым, всё зло только от людей"; можно сказать ещё резче и тезисней: "Добро - от бога, зло - от людей". (Русскому это легче понять, потому что в русском языке слова "бог" и "благо" это одно и то же слово (от праинд. bhaga, откуда Священная Книга индусов Бхагават Гита - "Божественная песнь Любви"). С какими корнями связывается слово Gott (или God), мне неизвестно, но явно какой-то другой глубинный смысл, я уж не говорю о том, что Гад в русском языке это как раз имя Змея-Искусителя). И когда говорят, что всё происходит по воле Господа, то подразумевают, мол, что и зло тоже. Это не так, это ересь вообще. Всё зло исходит только от людей. Почему? Из-за заблуждений, из-за страстей, из-за эгоизма (откуда пагубность греха гордыни). Но почему бог допускает зло, если он всемогущ? Потому что бог - не диктатор, он есть благо и не делает ничего неблагого (само выражение "неблагой бог", как вы понимаете из сказанного чуть ранее, это нонсенс, всё равно как сказать "круглый квадрат" - так не бывает), предоставляет полную свободу воли - человек может поступать как угодно, творить добро или зло, получая, соответственно, "по делам его": благое к благому, а всё прочее есть неблагость и вне этого. Сколько ужасов творилось из якобы "благих побуждений", а на самом деле из личной очумелости! И как часто закоренелые грешники прозревали и становились на путь святости. - В таком мире живёт человек христианской религии. И я полагаю, что и мир Ислама таков же - всякий рождается ангелом, а уж как он себя вести будет и станет ли он праведником или оскотинится, превратившись в свинью или обезьяну - это зависит от самого человека. Священный Коран предназначен для различение Истины от лжи и представляет собою нечто вроде руководства. Но написан он, как и все священные книги, языком поэзии и высказывается аллегориями, метафорами, притчами, иносказаниями. Толкование текста дозволено только шейхам, но - пардон за некоторый еретизм - всё же это мнение частных людей. Почти по каждому существенному вопросу даётся минимум два толкования, в том числе совершенно противоположные.Однако в какой-то момент истории, а именно в VIII-м веке, Ислам и христианство вообще почти не отличались и расхождения стали появляться с обилием именно комментариев. Где-то, возможно, были ошибки. Отсюда расколы в обоих учениях. Были попытки примирения, но человек есть человек - часто, слишком часто им движет эгоизм, какая-то обида, предубеждения. Вы предостаточно наслушаетесь от арабов высказываний о европейцах и наоборот. Да что там арабы, христианские "братушки-европейцы" несут о православных такое, что ахтунг просто. Всё это слишком давняя история, чтобы быть настолько наивным, чтобы искать что-то общее. Но если посмотреть в корень, то, безусловно, идея-то была ясной, очень простой и исчерпывающей. А потом началось "зло от людей" и всё погрязло в какой-то демагогии, в распрях и прочем слишком человеческом. Праведники, безусловно, есть, но у них и иллюзий о мирском никаких нет - божественные крупицы попадают в этот мир и едва ли заметны. Это мир людей, погрязших в своих страстях, предубеждениях, животном. Можно им сочувствовать, можно даже пытаться что-то объяснить, но всякий слишком самонадеян, чтобы вообще слушать других. "Да кто ты такой?". - О, совершенно никто. Ещё бы я докатился до того, чтобы что-то там объяснять. Я абстрагирован от всего этого безумия, "психоза нормальности", как это называют анархисты, и для меня истины Священных Книг ясны и очевидны. А уж как люди пытаются использовать учения для каких-то сугубо меркантильных дел, оправдывая свой меркантилизм или подлость - это уж не моя забота. Свобода воли-с! Нет никакой предопределённости, есть бытие в низшей материальности, в которой погрязли все - безнадёжно, по мнению очень многих, будь то суфии или схимники.

Хочу подчеркнуть, что, как человек светский, я стараюсь не касаться вопросов религии, но теологию знаю достаточно хорошо, тем более, что тысячу лет - с VII-го по XVII-й века - философская мысль Европы была только теологической (ну либо какие-то маргинальные ереси). Затем наступило Просвещение, которое, собственно, привело в итоге к тому, к чему привело. Конечно, христианство было и раньше, но до VII-го века это был всё же гностицизм - христианство с значительной примесью языческих верований, что, может быть, и интересно из-за гротескности порой (скажем, первая церковь появляется в IV-м веке, а до этого христианскими храмами были храмы Митры и Аполлона, разбросанные в огромном количестве на гигантских пространствах от Крыма до Эфиопии и от Ирландии до Персии), но "сыро" в смысле ясности тезисов. Всё это формировалось долго и давалось тяжело - это был очень драматический период европейской истории. Ислам также формировался не один век и принял нынешнюю форму к X-му веку. Естественно, философ никак не может проигнорировать эту эпоху, - не всякий настолько идеалист, как Гёльдерлин, у которого после Антики идёт сразу Швабия XVIII-го века) - а Эразм, Парацельс и Лютер были, уж если не интересны, то, во всяком случае, занятны) Несмотря на давность лет, по своей натуре это были совершенно типичные современные люди со своими склоками, амбициями, пороками и эгоизмом. - По этой причине Восточная Церковь предпочитает Жития Святых Отцов, а не болтовню всяких там непонятных пассажиров) Их, кстати, в России знали в режиме "реального времени" - сын популярного экзотерика Джона Ди - Артур Ди (1579-1651), которого русские называли Артемий Иванович Дий (Джон - это как Йохан или Иван, да)) - был поражён этому, когда приезжал в Россию и столкнулся вовсе не с "дикими схимниками", как это всегда изображалось на западе, а с весьма образованными людьми, хорошо сведущими в том числе в европейской теологии. Но уже в то время о какой-то общности не могло быть и речи - Вселенская (Кафолическая) Церковь распалась на местные церкви, - очеловечилась, можно сказать, - а восточная ортодоксия замкнулась на себе, всячески стараясь, чтобы это не коснулось её (и, как видим, Россия настолько отстала от Европы, что вряд ли можно представить в русской церкви священника в виде огромной жирной негритянки, пританцовывающей под ритмы чего-то там крайне отстойного - типа "гимны" или как это на западе называют)). Ясно дело, есть очень убеждённые люди, процентов где-то примерно 5 (столько же и прихожан в РПЦ, как говорят сами священники, хотя по статистике - 81%), - я охотно прочёл Мертона, Мориака, де Унамуно, Гвардини и других, о ком остался самого лучшего мнения, - но это во многом трагические фигуры и в принципе люди редкие. Несмотря даже на известность, к большому сожалению для верующих людей запада, их работа приносит нулевой результат...

Трудно сказать, насколько сильно мир сейчас "очеловечен", но трудно не раздражаться от истеричных воплей про каких-то "падших они" и "духовных мы". Да вы о чём вообще? Фарисейство - это худший грех, чем атеизм. Я уж молчу про гордыню, которая так и прёт с диким хамством, как и лукавство от нечистоты, и сребролюбие, и сквернословие, и обжорство, и лизоблюдство, и самолюбование, и непочтение к прародителям своим и старшим, и ещё пара сотен грешков, включая и смертные (а они в Католичестве, например, не прощаются). Брюхо и похоть правят миром уже столетия*. И становится всё только хуже и хуже... (Никто не хочет страдать, а ведь Искупление даётся через страдание (ключевая догма Католицизма); все хотят жить легко, интересно, с максимум удовольствия, в достатке и желательно не напрягаясь (зарплата побольше и работы поменьше - вот и весь жизненный принцип современного человека). Так множится зло. - Написаны об этом бесчисленные тома. Добывать хлеб трудом своим? Отдавать последнее тому, кому ещё хуже, чем тебе? Не, дураков нэмае...) Впрочем, я извиняюсь за циническую ноту. Я не циник, совсем (и уж подавно не морализатор!). Просто всё выглядит именно так. Мерзко? Мерзко. Скоро и захрюкают и на деревья полезут. Полвека-век - наприклад).

________
а возможно - так было и всегда, кроме пары веков Классической Эллады - так не хотелось бы отказываться от этого заблуждения...

Комментариев нет:

Отправить комментарий