04 ноября 2024

дикари

И нам говорят, что это Старая Европа, где, мол, в отличие от стран бывшего соцлагеря, - хотя любой человек близкий культуре, знает, насколько мощно развивались культуры Венгрии, Польши, Румынии и, в меньшей степени, других именно в советское время (никто и знать не знал про латышскую литературу и латышское кино, пока там не появилась советская власть; кстати, левые радикалы считают её буржуазной, во как), - "культура", "манеры" и бла-бла-бла. Что-то я этого не вижу. Про ужасное немецкое хамство просто молчу, но как же Испания? Это же монархия? И они абсолютные дикари! Чуть-чуть потри испанца - и это натуральный дикий сарацин! Это как немцы, которых чуть тронь - и они превращаются в истеричных злобных гуннов. Ужоссс) Я как раз славянские и балтийские страны считаю именно что культурными. Ну, в какой-то хоть мере. Ну ладно, швах с культурой в современности, чего уж) Но всё же, всё же... В России даже и сейчас любой знает Шекспира, Гёте, конечно Диккенса (это вообще основа)), Лема, Уэллса, знают, кто такой Капитан Немо или Шерлок Холмс (забавно. что именно русский сериал о Холмсе признан лучшим), а также все русские умеют, а некоторые любят играть в шахматы. - Это критерий культуры? Думаю - да. Не универсальный критерий, конечно, - скажем, для Польши признаком культуры является знание латыни, в Нидерландах - французского, а в Швеции обязательно знать, помимо своей биографии, также биографию Стриндберга, чтобы быть частью шведской культуры (супер), - но я говорю о том, что под культурой - принадлежностью к культуре - понимается в России. Забавно, что даже тут наблюдается что-то вроде комплиментарности, если заметить, что в Англии понятие культурности подразумевает, что человек читает Чехова, слушает Чайковского и смотрит русские фильмы с субтитрами (ни в коем случае не в дубляже!) про Холмса. - Это то, что понимается по культурностью в Англии, - естественно, не линейно, а в общих чертах. Не сомневаюсь, что Вальтер Скотт и Уайльд играют большую роль, а, скажем, Конрада и Гарди я сам очень высоко ценю. В России самым читаемым автором является, конечно, Достоевский (на втором месте - Толстой, а вот Чехов - самый читаемый русский автор в мире, чем я, как Южанин, конечно, не могу не гордиться - только на третьем), а не Шекспир. Но, тем не менее, Шекспир - часть русского культурного кода, как и Лем, как и Ремарк (хотя вот в его случае мне кажется это скорее привитым, уж очень мерзкий был человечек, но его интенсивно издавали зачем-то, как и Акутагаву, который мне кажется посредственностью). Когда вот в Англии, скажем, провели опрос, кто такой Шекспир, то треть опрашиваемых сказали, что это, кажется, какой-то политик, а треть - что это какой-то знаменитый футболист (поскольку имя-то мельком слышали)), и только треть сказали, что это классический поэт, но от просьбы что-то продекламировать из него только отмахивались. - И это не шутка! Англичане, напротив, изумляются тому, с чего бы это русским знать Шекспира? Почему? Понятия не имею) Не слишком много замечательного есть в литературе, наверно, а Шекспир в этом числе. Вот, скажем, американскую литературу дворняжек русские знают крайне плохо - максимум это Лавкрафт (да и то только потому, что он полностью копировал англичан - Блэквуда в новеллах, Дансени в поэтике и Уэллса в фантастике; свои расистские взгляды Лавкрафт, как известно, полностью почерпнул у Чемберлена), что-то из Лондона и, может быть, Хемингуэй, но это скорее имя. - И всё! Некоторые русские имеют очень глубокие познания, скажем, в классической культуре Японии или Германии, - я тоже немного знаком с этими культурами, - но очень трудно найти русского, который знал бы и любил Штаты. И это тоже говорит в пользу культурности русских, потому что США заселяли, как я это подробно рассказывал, плохие европейцы. Вопрос о том, так ли уж культурна Старая Европа и в частности Испания как католический центр после распада "римской империи" в V-м веке - если угодно, в сравнении с культурами Восточной Европы и России - это отдельная тема и я пока не готов о ней говорить просто потому, что Испания - это дикая экзотика для меня) Да, парадокс! Для них "далёкая экзотика" это Венгрия, Польша, Латвия, Финляндия и Россия, хотя это весьма замечательные европейские культуры, очень во многом получше испано-португало-латиносной, одним словом - маранской культуры, многие аспекты которой вызывают оторопь и недоумение, не говоря о том, под каким мощным антропо-культурным воздействием арабского и африканского регионов возникла и развивалась она. Взять ту же испанскую музыку - она разве европейская? Да неужели? Возьмите исконную музыку славян и балтов, исполняемую на гуслях или кокле (латышские гусли), и сопоставьте эти мелодии с музыкой греков и италиков, исполняемой, соответственно, на лире - вы увидите поразительную схожесть, что позволяет говорить о какой-то корневой культуре Европы в целом, о какой-то общности, пусть и глубоко архаичной и почти утраченной за все эти кромешные века. А испанское фламенко - это что за музыка, каковы её корни? Это вульгаризированная арабская музыка, распространившаяся по Испании и далее католическому миру цыганами. Да, это о-о-о-очень европейская культура. Прям аж корневая культура Европы, старинная. Не удивительно, что за всю жизнь я ну никак не могу "проникнуться" культурой Испании, прям вообще никак. А, скажем, польские или венгерские романсы звучат, на мой слух, изумительно. Фламенко же просто не переношу органически. Старая Европа, говорите? А Европа ли вообще?..

Да, сэр! Не всё ли равно, как назвать персон, которые не соблюдают даже элементарных норм вежликости? Шо ж это за "культура" такая?..

PS Да, можно сказать, что я предпринимаю попытки преодолеть "англофобию", потому что любой шовинизм омерзителен и этого быть не должно. Какие-то нотки неприязни к итальянцам категорически и полностью искоренены уже давно, а к шведам у меня никогда не было ненависти, наоборот - я их даже люблю, они, понимаете ли, _особенные_...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий