Романо Гвардини родился в Вероне, в Италии, но семья его перебралась в Германию, когда ему был один год. Всю жизнь прожил в Германии. В 1910-м году Гвардини стал пастором, в 1915-м году получил звание магистра теологии. С 1923-го года преподавал на кафедре философии религии. С приходом к власти нацистов, открыто критиковал их. На момент выхода книги о Гёльдерлине в 1939-м году, где прямо представил идеалистический взгляд Гёльдерлина на Античность в противопоставлении варварству (поскольку мнимая учёность лишь испортила их), тяжеловесному немецкому бюргерству (Гёльдерлин был швабом и для него это была отдельная вселенная, нечто вроде "глобуса Украины"), пастор был лишён профессорского звания и отстранён от преподавания. После войны был восстановлен в профессорской должности и вернулся к преподаванию. Все эти годы пастор Гвардини писал книги о Платоне, Блаженном Августине, Паскале, Ницше, Достоевском, поставив себе цель максимально ясно представить их взгляды для своей аудитории. От титула кардинала, предложенного Папой Павлом VI-м, отказался, но принимал светские награды - престижные премии за вклад в Европейскую культуру. Осанна Небесам, что он не дожил до времён, когда награды за "развитие" будут выдавать вот таким вот:
После благостного отхода в 1968-м году в возрасте 83-х лет, пастор Гвардини был несколько забыт, учитывая ту возню, которую подняли несносные представители "французской школы" (все эти пустоголовые Лаканы, Делёзы и т.п.), однако в новом веке его работы стали актуальными вновь, учитывая дичайший поистине кризис культуры в современной Европе. А поскольку пастор в течении жизни очень пристально и направленно изучал именно духовных, скажем так, авторов, вроде упомянутых, именно это и оказалось тем, что нужно. В данном случае представлена книжка на русском языке, изданная в 2015-м году в довольно добротном, можно сказать, скрупулёзном переводе. Если Гёльдерлин сам по-себе труден для понимания, то рассказ пастора Гвардини, показавшийся мне вполне замечательным, даёт возможность представить более-менее точно тот грандиозный объём, который подразумевал Гёльдерлин с его крайне богатым и бурным воображением, с его тонкостью переживаний, ведь именно с него был списан психотип "мимозоподобной натуры". Я вообще не представляю себе, как к подобной личности подступиться, но пастор был Водолеем, а они, как известно, умеют каким-то образом находить общий язык даже с самыми буйными сумасшедшими) Правда, в данном случае всё-таки это не слишком смешно, потому что Гёльдерлин действительно сошёл с ума. Говорят, что это была предрасположенность и несчастная любовь сокрушила его, просто ускорив эту катастрофу, я не нахожу интереса в том, чтобы соваться в израненные души. Да и пастор Гвардини не делал этого, уделяя пристальное внимание тому, что, собственно говоря, творец пытался выразить. Не могу сказать, что согласен со всеми толкованиями пастора, - иногда, мне кажется, он слишком "много на себя берёт", приписывая Гёльдерлину, а заодно Ницше и другим весьма спорные тезисы (которых я у них что-то не припоминаю в оригинальных высказываниях), - но я бы предпочёл именно такой рассказ, рассказ от себя, а не просто сборник цитат, как глупая чушь какого-нибудь Клагеса или Саломе. Нет, пастор Гвардини именно рассказывает - пусть, возможно, слишком предвзято, но зато более чем осмысленно. Отличная, добротная работа. Весьма рекомендую.
PS Хвалю я редко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий