Если Букстехуде был представителем северонемецкой органной школы, Бах - примерно центральной (ну ладно, тоже считался северным), то Пахельбель считается одним из наиболее замечательных южнонемецких органистов своей эпохи, всё той же эпохи Барокко.
Это сразу же резко выделяет его от формальных и довольно прохладных эмоционально Букстехуде и Баха - музыка Пахельбеля преисполнена душевной теплоты и прямо-таки блаженной гемютности...)
Засим, он ближе католическому тону, который допускает чувственность, нежели северному протестантизму, охватывающему Фенноскандию, Британию, Нидерланды и, за вычетом Баварии, Германию. Однако Польша, Австрия, Венгрия и латиняне - это католический мир, которому свойственны гротеск, чувственность, экспрессия. Надо заметить, что Барокко - это Южный стиль, и формализовался он на севере лишь постолькоку поскольку. Это "прирученное", в каком-то смысле кастрированное Барокко, в действительности всегда неукротимое и логистически недоступное. В северном духе, бесплодном и унылом, жанр лишь выдохся, но понятней вовсе не стал. Чем далее на Юг, к Аль-Андалусии, тем ярче и безумней огни Барокко...)
И в этом прелесть жанра. Как Южанин, баварец, Пахельбель, хотя и был лютеранином и очень почитал и Баха и Букстехуде, по темпераменту был ближе духу Юга и потому понимал Барокко более органично, чем стерильные северяне с их безвольным сплином и вечной унылостью, в апофеозной форме представленной кошмарным маразмом Пурсела. Ужас и мрак.
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2025 гг.
15 мая 2024
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий