15 марта 2024

The Severed Arm (1973)

Ничем не примечательный фильм, однако же ставший культовым благодаря "эскплуатационной" теме. На русский его так и не перевели, поэтому пришлось озвучить мне.

История: друзья за каким-то чёртом полезли в старую шахту, начали там бродить, пока вход не обрушился. А дальше и начинается соль истории...



Философское толкование происходящего поистине неисчерпаемо. Всякий об этом, несоменно, размышлял, если вообще считал себя сколь-нибудь основательным мыслителем. Хотя история именно в таком виде в реальности была бы невозможна, - я думаю, очевидно совершенно любому, - есть именно философские аспекты, которые весьма основательны. Что значат мораль, этика, нравственные принципы в подобных условиях? В самом фильме это подробно изложено (тут плюс сценаристу). Я же хочу заострить особое внимание на теме якобы "жертвы". дабы подчеркнуть, что в фильме вовсе нет никаких "жертв" - это не более, чем случайность, но этот человк вовсе ничем не лучше тех, кто набросились на него, как на "жертву". Получив временную отсрочку своей участи, эта "жертва" пытается прикончить другого человека (вот!), дабы сохранить свою жизнь. - Это и есть то самое важное, что я для себя вижу в этой истории. Нет никакой жалости, нет тут невинных, нет и "жертвы". Сложившиеся обстоятельства уравняли всех - что это, как не чудовищный прообраз самой вопиющей демократии из возможных?..

В своё время я проецировал подобные истории (несколько в другом контексте) на кораблекрушения, когда, как обычно, места в спасательных лодках для всех нет. И куда же девается всё джетльменство? Где пиетет к старшим? Матросы, вооружённые топорами и тесаками, прокладывают себе путь к заветным спасательным шлюпкам. Люди бросаются в воду, чтобы забраться к ним, но их бьют по головам баграми. Лодка и так перегружена и, заметив это, матросы выбрысывают из неё тех, кто послабее - прямо в пасти акул... Единственный человек, который сохраняет спокойствие и наблюдает за всем этим, не предпринимая истерических попыток спастить - это капитан. Он стоит не без величественности и смотрит на всё это. В плечо ему уткнулась плачущая жена - она не может на всё это смотреть. Пламя пожирает корабль, находиться на нём больше нельзя. Капитан берёт на руки свою жену и бросается с ней за борт. Следом за ними прыгает их собака. - Красивый финал столь похабной истории...

И это я рассказал не какую-то "страшилку". Ну что вы! От страшилки дурно станет не только впечатлительной барышне. Это совершенно обычная история катастрофы на море в виде пожара на корабле. Есть и много других, когда корабль налетает на риф или происходит столкновение кораблей. Почитайте-ка историю крушения французского лайнера "Бургонь" - там, кажется, из женщин не спасся вообще никто. Да их никто и не спасал! И всякий раз это изумление культурно развитого человека, который умом, конечно, понимает, что всё это ужасно и т.п., но изумляется тому, как ведут себя люди. Джек Лондон пишет: ""Мартинецъ" рѣзко накренился на бокъ и въ тотъ же моментъ послышался трескъ ломавшагося дерева. Меня сбросило ничкомъ на палубу, и прежде чѣмъ я успѣлъ вскочить на ноги, я услышалъ крики женщинъ. (...) Эти крики больше всего дѣйствовали мнѣ на нервы. Они дѣйствовали на нервы также и краснолицему человѣку, ибо передъ моими глазами проносится еще одна картина, которая никогда не изгладится изъ моей памяти: толстый господинъ засовываетъ журналъ въ карманъ своего пальто и съ любопытствомъ оглядывается вокругъ; безпорядочная толпа женщинъ съ перекошенными, блѣдными лицами и открытыми ртами визжитъ, какъ хоръ грѣшниковъ въ аду, а мой случайный спутникъ, съ багровымъ отъ гнѣва лицомъ, простираетъ руки надъ ихъ головами, точно готовясь поразить ихъ громомъ и кричитъ: «Замолчите! Да замолчите же!» Помню, что эта сцена вдругъ заставила меня расхохотаться; всеобщая истерика охватила и меня; вѣдь это были женщины близкія мнѣ по духу, какъ моя мать и сестры, и онѣ были охвачены страхомъ смерти и не хотѣли умирать. И я помню, что звуки, которые онѣ издавали, напомнйли мнѣ визжанье поросятъ подъ ножомъ мясника, и мнѣ стало страшно отъ яркости этой аналогіи. Эти женщины, способныя на самыя высшія эмоціи, на нѣжнѣйшую симпатію, стояли сейчасъ съ открытыми ртами и визжали...". И они действительно визжат, в точности как свиньи, как поразительно... Пустые совершенно глаза, только раззявленные в истошном визге пасти. Это что, истинное лицо женщин? Всех этих "поэтэсс", "интеллетуалок", "режиссёрш"? М-да, пораздумаешь об этом на досуге...

Bon, и вот я очень много думал об этом, и вот в каком именно контексте: а зачем, собственно говоря, люди так пытаются спастись? Ну, то есть - для чего? Это осознанно или просто животный инстинкт? В каждом конкретном случае - почему человек так уверен, что ему действительно стоит жить? Ладно, если это юнец, который плывёт к своей невесте - его стремление спастись вполне понятно и нормально. Или девушка, которая, соответственно, собирается выйти замуж - ну, всяко пусть поживёт ещё, зачем ей умирать? Но что с остальными, не с юнцами, которые спасают не себя, а свою любовь? И начинаешь думать о всех них, о каждом их них, и понимаешь, что... Если это не чисто животный, бессознательный инстинкт, то что-то, что мне трудно воспринять. Кто-то скажет: да ты не был в их шкуре! ты не знаешь! А я скажу, что не представляю себе, с чего бы я даже в такой ситуации стал бы вести себя как скот. Поза капитана, который и не собирается спасаться, а лишь отдаёт распоряжения офицерам, чтобы те контролировали, в том числе с помощью револьверов, эвакуацию с гибнущего корабля, мне совершенно однозначно ближе и понятней. И я не знаю ни одного случая, когда бы капитан повёл себя как-то порочаще. Всегда они сохраняли хладнокровие, включая капитана "Бургони", хотя у него было, кажется, четверо детей. Он и не думал спасаться - сразу отбросил эту мысль. Так же и прочие, за исключением - и опять вечная ирония! - капитана самого прославленного гибнушего лайнера - "Титаника"! Он покинул корабль, не пытаясь регулировать процесс эвакуации. Однако конструктор "Титаника", уж если по его вине лайнер оказался столь уязвим, остался на гибнущем корабле. Как и радист, который так и утонул, не оставив свою рубку, до последнего мига продолжая выбивать просьбу о помощи в эфир. Эти двое оказались настоящими героями, хотя и не только они. Была там какая-то богатая пожилая пара, которая уступила место своей служанке - очень трогательно с их стороны. Это уникальный случай проявленного благородства, насколько мне известно. Всё остальное такой треш, что просто ахтунг...)

Нет, я думаю, я бы предпочёл горделивую позу и ушёл бы к рыбкам в океан, но не стал бы оттаскивать женщин за волосы, чтобы залезть в шлюпку, или, не знаю, драться за спасательный круг. Да и толку? Вон акулы кишат везде))) Нет, нужно доигрывать последние моменты нормально. В конечном итоге, всё не так уж важно. Нужно хотя бы поаплодировать капитану и крикнуть "браво!". Спасибо за этот красивый спектакль напоследок...

Комментариев нет:

Отправить комментарий