18 января 2024

Олег Даль (1941-1981)

Он немного не дожил до 40 и, наряду с Владиславом Дворжецким (1939-1978) и Виктором Авиловым (1953-2004), был одним из самых неординарных и ярких советских актёров, - из числа тех, кого на западе называют "харизматиками", а в русском обозначении принято обозначение "харАктерных" актёров (что то же самое по смыслу).

Решил почитать о нём, чтобы узнать, почему он - Даль. Оказывается, он так подписывался в школьные годы, а затем взял такую фамилию в качестве творческого псевдонима. Однако по другой версии он действительно приходился родственником знаменитому русскому лингвисту датского происхождения Владимиру Йохановичу (Ивановичу) Далю (1801-1872), составителю первого "Толкового словаря великорусского языка", родившемуся в Луганске, где действительно жили предки актёра Олега Даля. Так ему рассказывал отец. Кстати, на датчанина он похож. Это я уж с антропологической точки зрения сужу. Датчане в массе так и выглядят, то есть они похожи на русских, я бы даже сказал - на русаков (то есть русских прямо "лубочных"). Круглое лицо, всегда светлые глаза, русые волосы - что русский, что датчанин) Однако - северные европеоиды, а это означает тонкий прямой нос с высоким переносьем (что, например, редкость у немцев, которые в массе либо альпиниды, либо динариды, либо помесь тех и других) Скуластость - это архаичный признак, восходящий к кроманидам (самым древним индоевропейцам), жившим в незапамятные времена на Южном Урале, откуда и расселялись потом по Материку, включая и позднюю колонизацию Ютландии иже Дании.

Человек был необычайный, и актёр редкостный. Харизматик, что сказать. Все должны были подстраиваться под него, включапя режиссёров. Именно поэтому с актёрами такого типа редко хотят иметь дела, в том числе потому, что их побаиваются. Известен забавный случай, когда Олег Даль попал в форс-мажорную ситуацию - самолёт, на котором он летел, совершил вынужденную посадку, а режиссёр не проявил должного рвения, чтобы помочь актёру выбраться из той дыры, где он застрял. Затем, когда они встретились, можно было наблюдать такую забавную картину: режиссёр шустро семенил, уклоняясь от пинков, которые ему наровил наподдать не менее шустрый и проворный Даль - отличный футболист) Фульчи воскликнул бы: Вот актёр, с которым я хочу иметь дело! Не в том смысле, что он пинает режиссёров, - это был всё же форс-мажорный случай, - а в том, что Далю был начисто, то есть напрочь чужд какой-либо пиетет, хоть какое-то заискивание. Но актёр был правда великолепнейший. Кстати, любил и умел играть комедийные роли. Они у него получались отлично вообще) Его юмор был прямолинейный и жизнерадостный, начисто лишённый слащавости, почему-то подразумевающейся под комедийностью (мерзко выглядит на самом деле).

Но он страдал, хотя всё держал в себе. Мог быть откровенным внезапно - с малознакомым человеком, но вообще, не был склонен к излияниям. Любил поэзию и умел её великолепно декламировать (сразу вспоминается Кински с его великоепными чтениями немецких виршей). Хорошо пел. А вот ладить с людьми - не имел, да и не хотел.

Человек был редкостный и, кажется, всё же из настоящих луганских Далей. Это же дворянский рд, откуда у холопов такая спесь взялась б? Частный идальго - из времён давно минувших, благородных...

PS О Дворжецком и Авилове, конечно, следует рассказать отдельно - в двух словах о таких сложных людях, конечно, никак не скажешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий