07 ноября 2023

Сечин, советский военный историк:

"По-видимому, английская военная организация такова, что судьба ее - в начале каждой крупной войны наталкиваться на тяжелые разочарования. Средний командный состав мало интересовался службой и военным искусством и был чужд солдатской массе. Высший командный состав не имел в мирное время практики в управлении крупными войсковыми группами. Трудность вербовки солдат и возмещения понесенных в боях потерь резко давил на сознание высшего командного состава, заставляя его опасаться больших потерь".

Это было сказано в контексте Бурской войны, но в той же мере относится и к Крымской войне, и к Галлипольской операции, и к другим английским поползновениям крупного масштаба.

Взять, например битву на Сомме. В ней использовались исключительно подготовленные английские солдаты - очень мотивированные*, очень надрессированные. Но в каком смысле? На рукопашную схватку! Интересно, как ангичане представляли себе это, если в окопах, например, драться невозможно (там просто били в упор из т.н. "траншейного ружья" - мощного и убойного на близкой дистанции ружья "Винчестер", либо выжигали огнемётами, как великое огнепоклонники гунны), а поле простреливается пулемётами на два километра только прицельно, не считая шальных пуль, и это притом, что над головами разрывается шрапнешь - редко убивающая, она наносила уродующие увечья и в любом случае выводящая из строя. Кстати, смешные английские каски, над которыми совершенно несправедливо потешатся, предназначались для защиты именно от шрапнели - отсюда её такие широкие поля. Плюс к тому, в отличие от французских пожарных касок, очень трудных в изготовлении, и немецких "ночных горшков на головах" в виде стальных шлемов, английская каска делалась методом простого тиснения из цельного металлического листа. Правда, она была довольно тяжёлой и от неё быстро начинала болеть шея. Но защищала эта каска хорошо. Её носили также и американцы и канадцы, хотя они были гораздо более рослыми, чем щуплые дрыщи англичане, с которыми брезговали общаться даже в условиях войны с общим врагом.

Перед штурмом Сомме их муштровали крайне жёстко. Настолько, что перегибали палку и среди англичан нередко бывало много дезертиров, которые прятались по лесам Франции (там целые колонии были из беглых англов). Их учили драке с врагом в непосредственном контакте, а на деле это оказалось совершенно ненужным. Это, наверное, не пригодилось вообще никогда. Во Второй Мировой, скажем, это было частое явление. (В этом плане особенно характерна битва за Севастополь, гле наши дрались с немцами, бывало, по трижды на дню; изначально, кстати, там были румыны, но они оказались в таком ужасе после пары столкновений с "чёрными бушлатами" (черноморскими морпехами), что отказались продолжать атаки. Тогда немцы, как это было уже столько раз, опять вступили в бой, как ранее сражались с итальянцами вместо австрияков в Первой Мировой и за итальянцев с греками, когда идиот "дуче" решил изобразить "маленькую победоносную войну" и зачем-то напал на Грецию, даже не уведомив немцев; греки мгновенно осадили этих скотов и застопорили "наступ"; тогда уж настал черёд нецмев и они быстро захватили Грецию, - с тем, с чем не справилась вся итальянская армия, справились две рейтарские дивизии немцев, - ни танков, ни мотострелков, просто карабинеры на конях - вспомогательыне войска, жандармерия).

Также они быи отлично экипированы, что в принципе редкость для любой армии в любые времена. Сытые, молодые, натренированные, мотивированные, - казалось бы, наступ пройдёт гладко. Но как же немецкие урепы? По ним в течении полной недели было выпущено гигантское количество снарядов - порядка двух миллионов (на секундочку, при нынешних интенсивных боях миллион снарядов - это полный месяц артиллерийского огня), причём нередко очень крупных калибров. У немцев там было что-то вроде подземного города, но в любом случае там громыхало так, что некоторые сходии с ума. Грохот не прекращался ни на минуту. Но немцы выдержали.

Наконец, момент истины - англичане пошли в атаку. Как обычно, шли они волнами - по три в день, с небольшим временным интервалом. Выглядело это так: три позиции, занятые солдатами, готовыми идти в бой. С первой позиции пошла первая волна, со второй позиции бегут на первую, а с третьей - на вторую, выжидая своей очереди.

Шли они неспешным шагом в полный рост, по совершенно ровному полю, и даже не понимали, что это - уже атака! Им нужно было пройти два километра до немецких позиций (как предполагали, от немцев за неделю беспрецедентных артударов никого почти не осталось), и они шли. Все с иголочки. молодые солдаты, нацеленные на штыковую (УОТ??) битву. Немцы же выползли из своих убежищ и поставили пулемёты. Два километра - как раз прицельная стрельба "Максима"...

*    *    *


Бойня была страшной. Быстро преодолеть два километра невозможно, к тому же в полной экипировке, весящей, верятно, килограммов двадцать. У них не было боевого опыта, они все были молодыми. Когда стали падать один за другим, они только сообразили, что по ним вообще-то стреляют. Кто-то запаниковал, но бежать назад нельзя - их предупредили, что пристрелят любого, кто повернёт назад (упс, досталинские загардотряды)). Ползти? Ну да, два километра ползком. Бежать? А что ещё остаётся? Но ужас заключался в том, что когда те немногие, кто всё же добрался до позиций врага, с изумлением увидели, что стоят тут ряды колючей проволоки. Конечно, это предполагалось, поэтому у них были инструменты, чтобы проделать путь через заграждения, вот только по ним лупили уже в упор, головы не поднять.

Это и была типичнейшая английская атака. И я не имею в виду ничего морального. Это было довольно мрачное зрелище, непоправимо безысходное. Ярость немцев, переживших недельный ад сплошного обстрела, когда столько солдат сошло с ума, была безграничной. Я бы поставил именно на них в этой рукопашной схватке, если б до неё вообще дело дошло. Немцы драться умеют - мы это знаем, все это знают...

Из одного фильма, посвящённого этой битве, я сделал клип на свою песню. Для атмосферности - он чёрно-белый (фильм цветной), и получилось вроде неплохо:



Ни намёка на глум, конечно. Искусство бесконечно выше жалких страстишек. Очень густая экзистенция и, надеюсь, драматический эффект. Впрочем, у меня нет плохих работ. Минимум - хорошие, но обычно это шедевры (примерно половина или даже чуть больше). Возможно, это не шедевр в данном случае, но это - первоклассная работа, тут не о чем судачить.

По фильму, это и была первая волна (по немецким позициям продолжали бить артой, поддерживая атаку). Кто из них всё-таки прошёл эти два километра под ливнем пулемётного огня и дошёл ли - я не знаю...

________
uwbfAEbLxvU.jpgнекоторые психиатры отмечают, что антигерманская истерия в Англии в годы Первой Мировой - это единственный известный современной науке случай массового психоза; до этого нечто подобное было в 1666-м году, когда на полном серьёзе ждали Судный День, богатые люди отказывались от своих поместий, дабы отправься на небеса в полной нищете (ибо богатеям путь, ясно дело, только в ад), огромные толпы бились в истерике и т.п.; я бы только заметил, что с началом конфликта на Украине в Англии, могу ручаться, был форменный психоз; конечно, много где, но в Англии это точно было что-то клиническое (меня это очень поразило, потому что об англичанах я всё-таки не думал как о полоумных животных, какими они, похоже, и являются во все времена); известный Телемитский деятель А.Кроули, в то время находившийся в Швейцарии на излечении, перебрался в США, где собрал некий Ирландский комитет, от лица коего - всех пятнадцати человек - официально объявил войну Британской Империи и публично сжёг свой английский паспорт; в его поразительной по красноречию и патетике речи, восхитившей случаных зевак, слово "тирания" прозвучало с полдюжины раз; там же в США он под десятком псевдонимов, изображая бурный и деятельный коллектив, издавал вестник "The Fatherland" в тоне безудержной и оголтелой прогерманской пропаганды, что произвело большое впечатление на сентиментальных немцев (там, писал Кроули, где ступает сапог немецкого солдата, земля отныне священна, он называл кайзеровскую армию "ангельским воинством", а все обвинения категорически отметал как поклёп, потому что "немцы безгрешны", - в одном безудержном воодушевлении, кстати, вовсе и не поддельном, потому что его в любом случае несколько занесло...)); расстроганные, они даже не поняли, что это, вообще-то, была убер-интеллектуальная шутка (как, чёрт побери, можно было всерьёз воспринять просьбу к графу Цеппелину сбросить бомбу на указанный в Лондоне адрес?), - немцы говорили, что это лучшее, что было когда-либо написано на английском языке после Шекспира; ну, такое не могло не польстить...) ну а если серьёзно, то Кроули страдал и мучился от стыда за свою страну и за своих сородичей (никаким ирландцем он, естественно, не был), которые проявили себя такими бескультурными шовинистскими животными, отринувшими даже элементарные правила приличия (дело ведь до прямой брани доходило); откуда такая ненависть вообще взялась? он не хотел иметь к этому никакого отношения, зная и любя Германию - так же, как и Англию, Россию, Швецию, Египет, Мексику и какую угодно страну, кроме Индии (Индию Кроули ненавидел)

Комментариев нет:

Отправить комментарий