05 сентября 2023

Отстой какой-то

*    *    *
Кружат листья в вальсе дивном
Над могилою моей

*    *    *
Тихо плачет за окном
Грустный дождь...

Парадокс: в угнетённом состоянии не получается писать красивые грустные стихи. Вообще ничего не пишется. Дальше двух строк дело не идёт.

*    *    *
Лояльные небу сердца
отныне покрыты камнем
Никто не слышит их песен
в мире рассчётливых глаз

Сам всегда порицал манеру франко- и англоязычных игнорировать ритмику стиха и рифму (а зачастую и пунктуацию), но слова не складываются, хотя должны. Причины тому самые разные, но возведение подобного в стиль и манеру - несомненный дефект и ущерб.

Наверное, лучше ничего не писать.

----------------

Хорошо, если хоть смысл какой-то есть в станце, а у англо/франкофонов нет и смысла. Они считают это "вульгарным", якобы стих ничего не выражает специального, - естественно, это бздур, как говорят поляки. Разумеется, стих нечто выражает. Чем тоньше - тем лучше, но ведь выражает. Иначе что это тогда? Чепуха столбиком, только и всего-то.

Весна

*    *    *
Тает снег на твоих ресницах,
Хрустит под ногами лёд.
Музыка нежная снится,
В вечность блаженства зовёт.

И милой улыбки сладость,
И голос, ласкающий слух.
Ещё мгновение чуда
В сиянии звёзд ----------

Почти легко звучит, но, как ни ломал голову (годами), концовку придумать не смог. Стих вообще не выдумывается, но иногда впадает в ступор.

Перебрал кое-что из своего и нашёл завершённый стих без рифмы, ритмики и знаков препинания. Написал его так специально, в виде опыта, несколько лет назад:

*    *    *
В тёмном тёмном небе
Горит одна звезда
Горит лишь для меня
Я имя её знаю

В её лучах незримых
В её сиянье чудном
Я вижу дивный лик
Улыбку эту знаю

Ещё мгновенье чуда
Ещё мгновенье счастья
И вот уже погасла
Звёздочка моя

Естественно, стих грустный, потому что это Поэтика а-ля Рюс. Есенин, всё такое. Но Есенин для меня слишком топорен, мне ближе Баратынский, а из немцев - Гёльдерлин. Чрезвычайно отрадно знать, что в наступившем веке в Германии возобновился интерес к романтической, в том числе сентиментальной поэзии. Видимо, дело совсем худо и мрачно... Но я это всячески одобряю и даже в чём-то охотно участвую. Это абсолютно правильно, я считаю. Вот у меня записан такой архитезис: "Мощный и решительный шаг к сентиментализму" (название ненаписанного пока эссе). - Да, это фраза, записанная в миг порыва, но ведь и убеждение тоже. Я Южанин, я не болтаю абы что, как пустомели-северяне. Лаконичность и запредельный по масштабам контекст - это стиль Юга. (У северян наоборот - при всём многословии, всегда лишь тщетная потуга. Та же традиционалия с евразизмом - типичное уродство "вылыкава норда").

*    *    *
Когда умирает поэт,
Где-то грустит бог,
Где-то плачет и тает
Яркая в небе звезда...

И крылья ласкают небо,
Когда ударяет гром,
Когда болотная жаба
Смотрит на пьяный рассвет...

Тихо вздыахет бог,
Трогая листья книг, -
Мёртвый поэт не скажет
Больше словес своих...

Так себе стишок, прямо скажем, но, наверно, попытку можно засчитать. Просто опыт лаконичности.

И последнее, в ключе дионисийского экстаза:

*    *    *
Горят, горят, алея, забытые стихи,
Их кровь нежна, искрится,
В ней только ветер слов, -
Их беззаботный танец
В пучине ярких снов...

Горят, горят в восторге
Никчёмные стихи,
Их слёз очарованье,
Их смех и ликованье
Безумием лихи...

Сквозь рубежи, эоны, летят, сгорая, вдаль,
Кромсая мясо смерти, пронзая гниль-печаль, -
Беспечны и невинны, им ничего не жаль...

Дионисийская поэзия была русским вариантом германского (немецкого и австрийского) экспрессионизма, который русским казался слишком топорным. Впрочем, основателем дионисийской школы был немец Максимилиан Волошин в начале ХХ-го века (началом экспрессионизма обычно называют 1904-й год - сказалось мощное влияние Ницше, а чуть позже, в 1911-м, в Германии был издан Достоевский, что только добавило драйва и ажиотажа); как масон, верный идеям Просвещения, он тяжело переживал начало Первой Мировой войны, сильно сдал в здоровье и, конечно, перестал быть плодотворным поэтом, переключившись, как многие аристократы в возрасте, на живопись.

В-общем. я считаю, что если немцам удастся вернуть что-то из трогательной невинности Гёльдерлина и Майнлендера, это можно считать большой удачею, кою я немцам и желаю. Касамо положения дел в стране Янкилэнд 2.0, то у меня нет никаких иллюзий. Пустая трата времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий