Как я уже неоднократно подчёркивал, главной проблемой своременного кино за вычетом полной деградации жанра в принципе, - в этом плане мои изыскания смахивают на попытки спасти тонущий корабль, что совершенно безнадёжно, а значит самое то для ницшеанца, - является стерильная цифровая картинка. Это подчёркивал с философских позиция, например, Бодрийяр, доказывая на простынях рассуждений о том, что "излишнее приближение" к волшебству искусства уничтожило оное, в частности, жанр киноискусства. Полагаю, это отмечали, как говорится, все, кому не лень, потому что это ив самом деле так.
Первым крупным режиссёром, объявившим о том, что будет снимать только на цифровую камеру, был Линч. Это было ещё в 2007-м году, но, конечно, переход не произошёл так быстро. Кинематограф огромен и существуют в нём свои школы, которые в принципе чужды стерильной цифровой картинке. Например, нуар, "сумеречный стиль".
Однако в основной массе, конечно, современное кино снимается на цифровую камеру, откуда соответствующая картинка, а также до абсурда чёткий звук. Лично для себя я всё время сравниваю цифровое кино с фильмами Фульчи - ну, на мой взгляд это наиболее интересно; так вот - следуя Античному тезису "познавания в сравнении", - я пытаюсть понять, что было в лентах Фульчи хорошо и удачно, и почему этого нет в какой-нибудь ленте сегодняшнего дня, в совершенно любом фильме. Ясно, что нет в современном кино ни музыки, которая запоминалась бы, ни актёров, которые были бы столь невероятными, как в фильмах Фульчи, ни сюжетов, которые столь же ошеломительны, сколь и притягательны. У Фучьли снимались отпрыски королевских семейств (Жан Сорель), актёры уровня Королевского (иже Шекспировского) театра (Дэвид Уорбек), красивейшие из женщин (Дженнифер О’Нил, Катриона Макколл), а в совремнном - чёрт пойми что; они просто не умеют играть. Это всё ясно совершенно любому.
Тем не менее, кино пытаются спасти, то есть - вернуть ему очарованье. А для этого следует что-то делать с этой чёртовой цифровой картинкой. Для этго используют фильтры. Они бывают самые разные и используются для разных целй. Я хочу покзать парочку, чтобы была понятна суть дела, и как настоящие энтузиасты кино пытаются спасти этот жанр, хотя это и совершенно бесполезно (то же и с музыкой - можно хоть по всем радиотрансляциям включить музыку барокко - всё равно сброд будет слушать рэп, джаз и шансо, то есть дегенеративный мусор, т.к. это им созвучно, они этим живут, если это можно назвать "жизнью"... не в Античном смысле точно).
Один из самых частых фильтров - рассмотрим его на паре клипов - представляет собой густое заполнение неким полутоном, полностью скрывающим все цвета вообще. Этот полутон может быть близок зелёному оттенку или синему, - то и другое встречается часто.
Можно сказать, что это современное понимание чёрно-белого кино, только не так грубо. Я бы сказал, что это чрезвычайно удачная находка. Густота сохранена, однако явно используется эффект размытия. Так глаз не цепляется к микроскопическим частностям, а видит кратинку целиком. Конечно, глаза можно и залить старым-добрым ирландским, но это зависит от конституции - кто-то "принимает как лекарство", чтобы правильно настроиться - для него картинка вовсе не размывается, а наборот, становится только более отчётливой, т.к. внимание усиливается, а кто-то не особо и следит за происходящим на экране - он видит только какое-то мельтешение, даже вне сюжета. Кинематографисты заняты своим делом, им на зрителей вообще плевать.
Bon, фильтры могут быть, напротив, очень густыми в красках и использовать парадоксальное, какого не бывает в реальности, цветовое наполнение. Это тоже срабатывает, поскольку происходит обман действительности, а значит создаётся фон для очарования.
Это можно посмотреть без звука.
Используется такой эффект часто. Некоторые злоупотребляют этими густыми красками - и получается что-то скорее отвратное:
Холопы никогда не знают чувства меры.
Непосредственно примеры фильмов - в густом колорите, который так всех восхитил (эта картинка понравилась абсолютно всем) - был снят один из первых фильмов с применением цветообработки "Звонок" (2002):
Насколько неприятна чистая цифровая картинка - для сравнения:
Сам фильм - совершенно отличный, но тут нужно не менее литра хорошего ирландского) Вполне срабатывает, но сюжет несколько плывёт, а потом и вовсе провалы в памяти. Всё-таки "лекарственные дозы" предпочтительней, но увы, с такой картинкой и ужасной сверхчувствительностью звука смотреть это практически невозможно. Это понимают, естественно, мастера жанра. И успешно решают оба вопроса (с картинкой и звуком)!
Фильм близкий нашим дням, с успешным применением фильтров:
К сожалению, непримечателен.
Есть ещё один похожий фильм - также с густой и отчасти размытой картинкой:
Если же фильтры не применяются, даже очень хороший фильм воспринимается плохо. Подобно тому, как женщина использует грим, чтобы маскировать свои недостатки, одевается в тёмное, чтобы казаться стройнее, изображает хорошие манеры (ишь ты), многозначительно молчит, якобы что-то понимает, и сбивает запашок духами, - по-идее, это должно очаровывать всяких незрелых лопухов, - так и создатели фильма пытаются применять какие угодно способы, чтобы в итоге фильм очаровывал, ведь это его прямое предназначение. Конечно, если речь о тех, кто считает кино Искусством. Для шумных поделок это совершенно ни к чему. Ну и реклама, конечно, порой грандиозная по масштабам (я принципиально никогда ничего не смотрел, если хоть раз видел рекламу этого). Все эти "Терминаторы", "Звёздные войны" - как вообще можно смотреть подобный мусор? Ясно, они не морочатся с картинкою..)
PS И всё же - это лишь мера по спасению жанра, причём - мера безнадёжная. Любителям кино, ищущим что-то хорошее, я просто советую смотреть фильмы где-то рубежа 60-х - 70-х годов, хотя сам предпочитаю более старые фильмы (но они крайне специфичны и интересны только ценителям; вряд ли кто-то будет сильно увлечён послевоенными японскими фильмами, хотя я считаю это лучшим в жанре); именно в это время кинематограф, по крайней мере в Европе, достигает своей золотой эры. Имена режиссёров всем известны - это Фульчи, Ламберто Бава, Иисус Франко, Андреа Бьянки, Марино Джиролами, Леон Климовский, Джо д'Амато, Франческо Барилли, наш Тарковский и многие другие.
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2025 гг.
04 апреля 2023
Фильтры
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий