29 декабря 2022

На исходе года умер Руджеро Деодато...

Наряду с Фульчи, Маттеи, Бавой, Фрагассо, Ленци и нек. др., входил в "чёртову дюжину", так сказать, итальянских чернушников, снимавших в 70-е - 80-е годы фильмы разного сорта, не обязательно плохие. Однако Деодато был всё же худшим из них, ибо его сразу понесло в треш, в поиск дешёвой страшилки, не чураясь никакими препонами и используя всякого рода грязные трюки. Искусства в этом было мало-мало...



Однако атмосфера фильмов тех лет, сама картинка и эти изумительные актёры - это было нечто уникальное и неповторимое. Итальянцы носились со своим собственным жанром "джалло", который не тожественен американскому пониманию "триллера", а всё-таки представляет некое собственное понимание, подобно тому, как нуар - нечто иное, нежели мистика. Как таковой, жанр "ужаса" в итальянском кино почти не представлен, потому что речь всегда идёт об остром психологическом аспекте, когда в центре - некая личность, и зачастую ничего иррационального в истории ленты нет, либо это показано как-то вскользь (как в чудесном "После смерти"). Всегда было стремление лишь к атмосфере и, кстати, музыка играла тут огромную роль (чего только стоят феерические пьесы трио The Goblins). Фульчи говорил, что его привлекает только инаковость, нечто "не от мира сего"*, а не ужас или страх как эффект чего-то пугающего. И действительно, это лучше всего было передано в "Седьмых вратах ада" - в этом плане консенсус давно достигнут. Чуть в меньшей степени это есть также в "Городе живых мертвецов".

Деодато же, как кажется, не вкуривал атмосферу, которую стремились создавать лучшие в тёмном жанре кино Италии, и тупо шпилил шок-контент. Сработать это могло только на совсем примитивные умы. Это не "Зомби", которые у Фульчи просто стороной шли на фоне человеческой драмы, подчёркивая безысходность или даже являясь естественным и закономерным (то есть даже не ужасает, а воспринимается как данность), а банальные страшилки, которые сейчас кажутся столь смешными. Фульчи всегда ориентировался на перспективу, заранее зная, каким будет результат и как это будет выглядеть через годы. Он стремился к великому и вечному, насколько позволяли финансы, которые были. увы, крайне ограниченными. Это мастерство, которое ещё было у Ленци и немного у молодого Бавы, ну и, конечно же, в двух легендарных лентах Джо д'Амато. Этим и отличалось континентальное кино от американского, коему по-духу был близок Деодато.

И что же в итоге? К началу 90-х волна "чернушного кино" из Италии завершилась, исчерпав себя. Последний фильм - "Врата безмолвия" (1991) - настолько разочаровал самого Фульчи, что он прекратил что-либо снимать и умер в 96-м, не сделав укол инсулина. Когда-то у него была идея передать своё мастерство по наследству - сыну, что было вполне типично в архаичное время (например, Бава и Маттеи были из семей кинематографистов), но у него были только дочери, с которыми он и не говорил никогда (т.к. бессмысленно). Умерший в одиночестве, старым больным человеком, Фульчи завершил эту долгую историю, всё-таки достигнув... Чего же достигнув? Лучшего, что можно было достичь. Остальные, конечно, гораздо скромнее, а Деодато так вообще был почти никто. Снимать он прекратил в 92-м.

Последним великим шедевром "итальянской чернухи" стал незабвенный "Dellamorte Dellamore", снятый умницей Микеле Соави в 1994-м году. Соави был самым молодым режиссёром этой волны.

________
это то, за что ценят раннюю версию игры "Silent Hill", которую называют шедевром

Комментариев нет:

Отправить комментарий