Биографический фильм о Лючио Фульчи (на русском он есть в авторской озвучке Дольского).
Довольно интересно посмотреть на Фульчи как на человека. Конечно, кое-что стало понятней... Фульчи был комедийным режиссёром и, скорее всего, продолжал бы в том же духе, если бы не некоторые жизненные обстоятельства. Он был женат и было двое дочерей. В какой-то миг происходит нечто изменившее многое: жена Фульчи отправляет дочерей в кино с братом, а сама - прекращает с помощью газа. К сожалению, в фильме ничего не говорится о том, почему она сделала это. Мог ли Фульчи чувствовать себя виноватым? Не было сказано даже этого, так что додумывать я не стану... (Судя по кадрам, я бы предположил, что она немножко ненормальная). Как бы то ни было, именно тогда и появился "чернушный" Фульчи - он так никогда и не смог пережить эту кончину. Сразу же после этого он резко меняет тон своих фильмов и один за другим снимает несколько крайне пессимистических триллеров - один из них из числа моих самых любимых из-за своей исключительной, может быть даже в чём-то беспрецедентой во всём кинематографе безысходности (Una sull'altra, 1968) - в фирменной итальянской манере, известной как "джалло". Толком трудно сказать, что именно это такое - то же, что и сказать "корейская комедия" с её совершенно уникальным тоном и стилем. "Джалло" - это то, чем итальянцы гордятся, наряду с фирменными комедиями и спагетти-вестерном. Однако Фульчи принёс кое-что новое - фирменный итальянский ужас...
Несмотря на обманчивое внешнее впечатление. - Фульчи даже в молодости выглядел как Винни-Пух, - это был чрезвычайно глубокий и очень интересный человек. С ним искали общения именно как с человеком - до того, как Фульчи начал снимать "страшное кино", всерьёз его как режиссёра никто не воспринимал. И вот этот глубокий и серьёзный человек, впавший уже до конца жизни в некий пессимистический тон, стал снимать свои "чернушные" фильмы, которые и сделали его всемирно изестным - его лично и итальянский жанр ужаса в целом, хотя там и другие тоже были (Ленци великолепен, Ламберто Бава тоже неплох, также Бруно Маттеи, Фрагассо, Деодато и чрезмерно раздутый, по моему мнению, Ардженто - родившийся в богатой семье мажор, в виде блажи, подобно Коскарелли с его слабоумным "Фантазмом", снимавший фильмы зачем-то - пустые и несмотрибельные). Поразительные фильмы в самом деле, в немалой степени - из-за музыки...
При этом я вовсе не склонен преувеличивать значение музыки в этом жанре. Как раз я-то поклонник старого кино, а стерео-звук появился только в 1968 году, равно как и цветное кино уже возобладало. Нет, мне нравятся старые фильмы, и вот это действительно испытание - слышать эту громогласную какофонию, каковой сопровождаются эти ленты...) (Но просто взгляните на такой шедевр, как "The Eagle and the Hawk" 1933-го года - это же баснословно... От некоторых фильмов - не скрою - у меня гудит голова и нужно немало дублинского топлива для этого дела, но, скажем, суперфильм "Attack" (1956) я не смотреть просто не могу!..) в нём великолепно абсолютно всё! - такого уже не снимет никто и никогда...)
Тем не менее, есть действительно _некоторые_ фильмы, которые вытягиваются _только_ благодаря хорошей музыке. Пример - пожалуйста: первый сезон сериала "Террор" о поисках Северо-Западного прохода, окончившегося загадочным по сей день образом (я, кстати, рассказывал об этом в каких-то своих видеороликах). Музыка просто конгениальна и вытягивает весь сериал. То же касается и некоторых других фильмов, включая и кое-что из работ Фульчи. Похоже, он прекрасно понимал, что музыкой можно создавать определённую атмосферу и много работал в этом плане. В более редких случаях музыка, напротив, может портить фильмы, но навскидку примеров я не назову, хотя встречались и такие. (Ах да! Пример - кошмарные помои "Tesla" (2020). Ясно дело, что так можно назвать почти любой фильм после 2015 года, включая - увы и ах! - даже Корейские ленты (хотя вот "F20" (2021) почти ничего), но я помню, что "Теслу" я не смог смотреть из-за невыносимо тошнотворнейшей "музыки").
Вернёмся к Фульчи. Он женится вторично - это была немка. Тогда он снимает свой приключенческий фильм "Белый клык" о собаках (Фульчи, как и всякий хороший человек, любил собак). Тут же его попросили снять вторую часть и Фульчи пришлось уговаривать, т.к. повторяться он не хотел. История Белого Клыка получилась успешной - я помню, что даже в детстве я видел этот фильм в кинотеатре, в Советские годы. Однако фильм получился очень жестоким и в широком прокате шёл в цензурированном виде. Но даже тогда он производил впечатление. Это был практически трешак) Кажется, я даже помню что-то до сих пор...
В ходе съёмок фильмов Фульчи предпочитал диктаторскую манеру, но это типично для большинства режиссёров. Они традиционно относятся к актёрскому составу как к транзитному мусору, при этом видя существенный вклад в работе постановщиков, бутафоров и монтажёров - как правило, это одни и те же люди, специалисты высшего класса в своём ремесле делания конфеток из понятно чего, с которыми связаны годы совместной работы и взаимное уважение. Именно поэтому режиссёр может сказать актёру "иди н..., поц", даже не взглянув, при этом выслушивая шамканья какого-нибудь полумаразматичного декоратора, дающего свои авторитетные наставления. Лично Фульчи был знаменит не просто деспотизмом в отношении актёров, но и крайней неприязнью к тем из них, кто уже начинали зазнаваться. С такими Фульчи просто не работал, зато в каждом интервью высказывал своё презрение к "так называемым звёздам". Это понятно на самом деле, потому что фильм делают режиссёр и его команда, огромное количество рабочих пчёлок, которые по-настоящему только и заслуживают уважения, потому что все они - фанаты и энтузиасты кино и "гор денег" за это не получают (доходы с фильмов получают продюсеры, которые выделяли бюджет). Сам Фульчи очень любил процесс работы над фильмом, охотно участвовал во всём процессе от начала и до конца. Ясно дело, отснять фильм - это ещё только начало работы... (Собственно актёрская работа оценивается примерно в 10% от всей работы над фильмом. Просто простаки не имеют об этом представления, всерьёз полагая, что фильм делают актёры, хотя их меняют, как перчатки, в том числе даже в процессе съёмок фильма ) Кстати, эстрадные певуны не сочиняют песен, они просто открывают рты под фонограмму. Песню создают композитор, лирик и музыканты).
Фульчи был мастером высокого класса, досконально знал сценарий (часто его писал сам) и безошибочно определял ракурсы, с которых нужно снимать. В процессе работы над фильмом он был собран и акупунктурно точен. Зато личная его жизнь была полным хаосом и в быту он был неряшлив. - Так человек и творец живут порознь, практически не зная друг о друге... (Есть и определённая борьба между этими "я", и одна из сторон может побеждать - тогда получается творец-эгоманьяк, идущий за мечтой, либо творец погибает и остаётся просто человек в быту...).
Фильмы, которые снимал Фульчи, были совершенно правильны с технической точки зрения, - это не дилетантское, а экспертное мнение кинематографистов. Другое дело, что бюджет был недостаточным и Фульчи приходилось изворачиваться. Так, при съёмках первого фильма о "Зомби", не было разрешения на съёмку в Нью-Йорке, потому что это требовало бы больших денег. - Так снимал свои фильмы Эд Вуд-младший - успеть, пока не приехала полиция ) Разрешения на съёмку не было. Конечно, Фульчи это нравилось - в этом был азарт и драйв, но работе это немало мешало. В фильме "Седмые Врата Ада" роль зомби играли обыкновенные бомжи - самые обычные бродяги, получившие за эту бутылку дешёвого пойла. Их даже особо гримировать не приходилось...) Почему же Фульчи не просил у продюсеров денег больше? Ответ очень прост и в чём-то неожидан - он был очень застенчив. В каждом случае он старался использовать тот бюджет, который у него был. Продюсеры разрешали снимать ему что угодно, но выделяли на это не слишком много. Что ж, Фульчи приходилось экономить на чём только возможно...
"Зомби" был революционным фильмом. Едва была отснята последняя сцена, Фульчи спокойно произнёс: "Мы только что сняли легенду". Однако больших сумм он не принёс и вообще стал культовым спустя много времени. Наверное, это и по сей день самый знаменитый фильм Фульчи...
У него, конечно, были амбиции, как и у любого мастера. Но что-то всё время гложило его, хотя он этого и не показывал. Он постоянно приезжал на могилу жены, о чём знали лишь самые близкие люди. Иногда они были с ним в этих поездках. Он ничего не говорил.
Трудно сказать, о чём он думал, внешне он этого никак не показывал. Но однажды с ним случился инфаркт. Состояние было крайне тяжёлым, потому что половина его сердца была уничтожена, но операцию ему делал некий знаменитый хирург и всё вроде бы прошло как нужно. Однако в результате переливания крови Фульчи заболел гепатитом. - Санитарные условия в Италии, как известно, худшие в Европе.
В то время о Фульчи выходит первая книга - единственная при жизни, хотя удивительно даже это. В любом случае маэстро это не заботило. "Я вообще-то ещё не умер", - с иронией заметил он и, едва окрепнув, принялся за съёмку нового фильма. К сожалению, последние фильмы Фульчи были один хуже другого. Последний фильм "Le porte del silenzio" (1992) разочаровал его самого. Больше он ничего не снимал.
Чувствуя себя всё хуже, он, как всегда, это скрывал, держась невозмутимо и общаясь с ироническим тоном, как обычно. А потом он умер.
КОНЕЦ ФИЛЬМА
Ну и, как водится, "несколько интересных фактов" (я ненавижу журналистскую подачу!..)):
* По своим убеждениям Лючио Фульчи был коммунист - всю жизнь
* Одним из немногих его настоящих друзей был актёр Паоло Малько (он сыграл главную мужскую роль в фильме "Quella villa accanto al cimitero")
* Он всегда говорил прямо в глаза всё, что он думал о человеке (прямо брахман какой-то...)) - считают, что из-за этого его сторонились и не особо жаждали общения; Фульчи был никудышным переговорщиком и провалил множество собеседований с шумным скандалом и ором...)
* Главным конкурентом Фульчи был Д. Ардженто. Кто это такой вообще?..
* Спилберг снял свой "Полтергейст" (1982) под впечатлением от "Дома на краю кладбища"
* Фульчи не любил своих дочерей, потому что мечтал о наследнике, которому он передаст своё мастерство
* Пруста читал
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2025 гг.
16 декабря 2021
Fulci for fake (Фульчи как фальшивка) (2019)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий