Для Ницше и некоторых других "атипичных" якобы пессимистов Лиготти использует выражение "героический пессимизм", подразумевая под этим вполне понятный смысл, который нет резона расписывать. Стоицизм, мужество "знать свой рок", принимать судьбу или, напротив, идти ей наперекор - вот стезя героики под ликом всё той же "зловещей бессмысленности"..
Что сказать на это? Я размышляю, пытаюсь найти зерно истины. Обратимся, например, к музыке Ницше:
(На снимке - дом, в котором Ницше закончил свои дни, фото сделано незадолго до этого (ок. 1900). Вспомнил, кстати, откуда эти мотивы мне знакомы - подобные гармонии можно слышать в старом фильме "Некрономикон". Естественно, совпадение случайно).
Обвиняя Вагнера в пессимизме в музыке, Ницше предлагал свои работы, о которых отзывались как о крайне низкопробных. Ницше это мужественно выносил... В поэзии он также не был слишком выдающимся, но в философии, конечно, равных ему, быть может, никогда и не было.
Как человек не обделённый музыкальным слухом и вкусом, я ровным счётом ничего пессимистического не слышу ни в этой мини-симфонии, ни в любой другой музыкальнй работе Ницше - благо, они все изданы давно, включая романс, написанный им в возрасте 7 лет (на стихи Пушкина). Ницше, как известно, сочинял всю жизнь, и вообще ему прочили карьеру музыканта, когда ему было 14 и он определённо показывал успехи (равно как позже он легко мог бы стать капитаном кавалерии, но просто не захотел этого, более того - будучи знатным поляком, презирал всё немецкое (мать-немку - ненавидел) и отказался от немецкого гражданства, хотя в войне 1870-го участие на стороне Пруссии принимал, со стороны "Красного креста" нейтральной Швейцарии), но нет ни малейших признаков декадентских или пессимистических настроев в его работах. А это было бы неизбежно, потому что музыка - самый непосредственный жанр выражения. Человек в глубокой депрессии может сочинить такое, что вы почувствуете себя убитым и без пули. Кстати, именно поэтому я когда-то очень давно взял за привало никогда ничего не писать и не сочинять в плохом настроении. Настроение должно быть бодрое, а ум должен работать конструктивно. Иногда нужно просто хорошенько отдохнуть, чтобы тучи развеялись. Ну, кто занимается творческой работой, сам всё это прекрасно знает.
Ну так вот, нет у меня оснований считать Ницше пессимистом, хотя героиком - о да. Ницше неимоверно вырос в моих глазах именно после того, когда я детально изучил его клинический случай - сколько же неимоверного мужества проявил он! Это просто в голове не укладыается. Сила воли у Фрица была просто за всякими представимыми рамками, это точно. Ницше всегда был и всегда будет для нас истинным адептом сверхчеловеческого не только как мыслитель, но и как человек - Человечище! Будучи брахманом статусно, он, как и Азсакра Заратустра, имел в себе сильное воинское начало, хотя погружаться в это было бы для него ретроградством (именно поэтому Ницше отказался от военной карьеры, что было бы для него архилегко; но это был бы шаг назад для человека высшего типа). Дисциплинированность воли и ума (волю тоже надо держать под контролем), важность чего Ницше всега подчёркивал, это вообще первое правило становления, но это отнюдь не цель достижения! Это просто обычные, базовые установки. Нужно вести спартанский образ жизни буквально и "испытывать уют лишь в терновнике", говоря поэтически. Любая блажь, любой искус должны отвергаться как крайне злонамеренные и исключительно вредные. (Это уже "французский дух"...).
Можно ли назвать подобный образ мышления ("волюнтаризм" в философии) героико-пессимистическим? Я абсолютно так не думаю. По крайней мере, я в упор не вижу, где здесь пессимизм. Даже обладание волей - вовсе не самоцель, а иммунитет к жизненным неурядицам, в принципе, может выработать у себя любой (ну, хоть в какой-то мере). Это же всё делается для того, чтобы постичь полноту жизни, пусть даже это что-то негативное. Так в Бангалоре на Юге Индостана, в древней столице Индии, есть знаменитое шиваистское общество Агхора, в котором практикуется именно погружение в так называемое зло. Для чего? Чтобы увидеть всё тот же божественный свет в корне любого зла. Об инициациях адептов этой веры, прямо скажем, без содрогания не скажешь... (Есть замечательный очерк на эту тему - "Агхора - тёмная сторона Бога"). При этом надо понимать, что практики для непосвящённых, конечно, закрыты, но миропонимание в таком разрезе и размышление об этом (как аспект Агхора-йоги) доспутно любому, более того - его можно увидеть в творчестве некоторых западных авторов, вроде Азсакры Заратустры, который не пессимист ни разу (и даже, наверное, не волюнтарист, он уже всё давно прошёл, что можно было бы как-то закабалить в словах).
Я всё время вспоминаю об одном коротком фильме, снятом Азсакрой зимой два года назад...
Но не нахожу в этом ничего пессимистического. Конечно, это аллегория, если говорить о художественной подаче, и бог весть, какие смыслы вкладывал в это сам Азсакра (некоторые его ролики просто шедевральны). Борьба живого сердца в бескрайнем холодном космосе - это может казаться бессмысленным, волей "бога-идиота", но те, кто практикуют Агхора-йогу, так не думают... Вряд ли Лиготти дойдёт до этих пониманий, в нём нет этого. (Типичный пластичный латинянин (то же "наглосаксы" и французики), они экзистенциально чужды балто-славяно-прусскому духу).
Некоторые неформатные публикации (наброски, заметки) на Прозе-ру и в ЖЖ в 2013 - 2024 гг.
29 декабря 2021
Был ли Ницше пессимистом?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий