19 декабря 2021

Музыка пессимизма

Или как это назвать. Пытаюсь представить себе, что из музыки могло бы выражать дух "вселенского пессимизма". Понятно, что это не настроение, а состояние, а потому музыкант должен жить в этом режиме. Конечно, депрессивного материала в целом много, однако должна быть и экзистенция. Первое, что приходит на ум, вообще говоря, это Lycia и Xasthur непосредственно в Штатах и Dreadful Shadows и ISON (Daniel Änghede & Heike Langhans) в Европе. Кстати, когда-то я сам заметил, что Dreadful Shadows в точности выражают дух Шопенгауэра...



Кое-что зная о Германии, я в курсе, что непосредственно депрессивное состояние там было вызвано разочарованием от объединения Германии, т.к., как говорят немцы, "стена осталась в головах". В основном пессимистические группы в Германии - восточные. Они утратили свою социалистическую родину, а новую не приобрели. В бывшем ГДР много и правых, и левых, и кого-то, кто разочарован фундаментально... Европе в целом присущ некий дух пессимизма и того, что называют этномазохизмом, начиная с Гобино (1816-1882). Нам, русским, это всё совершенно чуждо.

Одной из самых печальных композиций, когда-либо прозвучавших за всю историю рока, является "End Of The World" (1969):





Написанная украинским евреем, родившимся в Англии, и исполненная сбежавшими от фашистской диктатуры греческими студентами во Франции, песня как бы символизирует собой итоговый конец европейской кульутры перед наступающей пост-человеческой тьмою...

Мотивы угасания, замерзания, поглощения холодом и тьмой - постоянные мотивы в пессимистической музыкальной трактовке:



Эта песня когда-то меня так обворожила, что я слушал её, слушал и слушал... а потом написал стихотворение "Снег", в котором представил такой образ: заметаемый снегом где-то в неведомых краях (это неочевидно, но это Антарктида) лежит человек; его глаза открыты и смотрят куда-то в небеса. Его путь закончился - вот так. Неведомо где, неведомо почему и к чему это всё было. Просто настал конец - и нет в этом ничего возвышенного, никакого геройства... (Похожий по смыслу депрессивный настрой можно также услышать в старой теме "Mourning Soul" немецко-американской группы Absurd).

Творчество американской культовой группы Lycia уникально тем, что мотивы зимы, угасания тепла, мороза, снега и прекращения всяких жизненных функций являются постоянными, как будто всё внимание сфокусировано только на этом:





Проект Xasthur сама американская критика называет "самым мрачным и депрессивным явлением сцены США". Мотивы упадка роднят проект с чем-то архаическим в духе Готорна и По.



То, что согревает в этом мире - домашний очаг, семья, любовь - в пессимистическом взгляде предстаёт чем-то жутким, макабрическим и несущим смерть...



Чтобы понять контекст посыла, досмотрите до конца (можно без звука, т.к. немецкая "музыка" обладает феноменальной способностью надолго портить настроение даже при недолгом прослушивании)...

Вечный холод - вот единственная достоверная реальность. Нет божественного Огня, даже если он когда-то был (это отрицается)... Вырванные из Небытия "на один короткий и злосчастный миг" (Лавкрафт), мы ничего не знаем ни о себе, ни о мире, ни о Космосе, - кроме того, что это исполнено непередаваемого и неизъяснимого ужаса - аморфного, безликого, безымянного, но вечного и бесконечно агрессивного - Хаос наступающий...

Нет никакой дружбы - только утилитарность и корыстные мотивы, нет никакой любви - только энергетический вампиризм и паразитарность в быту. Любой идеал, любая абстрактная категория становятся ничтожными перед лицом вселенского Ничто. Всё исчезает, всё тает, всё нереально...



"Существует ли на самом деле окружающий меня мир? А если существует, то не является ли он произведением мысли, которая его формирует? А может, всё является только лишь вымыслом некоего глубоко задумавшегося естества? Там, где-то, за краем мира, кто-то постоянно, кто-то от начала времён мыслит — а весь мир, и вместе с ним бедный человеческий народец является всего лишь результатом тех вековечных дум!.. Бывало, что Одонич впадал в эгоцентрическую ярость и сомневался в существовании чего угодно вне себя. Да, только он постоянно мыслит, он, доктор Томаш Одонич, а всё, на что смотрит и за чем наблюдает, есть всего лишь порождение его размышлений. Ха, ха, ха! Чудесно! Мир как замерший продукт индивидуальной мысли, мир как кристаллизация мыслящего разума какого-то безумного существа!.. Момент, когда впервые пришел к этому окончательному решению, воцарился над ним фатально. Внезапно, дрожа от безумного страха, почувствовал себя ужасно одиноким. А если и вправду, там за углом нет ничего? Кто гарантирует, что вне так называемой реальности вообще что-то еще существует? Вне той реальности, творец которой вероятнее всего я сам? Пока в ней нахожусь, погрузившись по шею, пока мне ее хватает - всё ещё так-сяк. Но если бы однажды захотел выйти из безопасного окружения и заглянуть за его пределы? И тут почувствовал острый, пробирающий до костей холод, словно морозную, полярную атмосферу вечной ночи. Перед расширенным зрачком явилось видение, от которого леденела кровь, видение пустоты без дна и без краёв… Сам, абсолютно сам с мыслью своей вдвоем…" (Stefan Grabiński, "Spojrzenie", 1922)

Творчество широко известной шведской группы Katatonia можно назвать в целом депрессивным, однако пессимистический настрой как таковой можно услышать в двух композициях группы:





В том же ключе (я называю это "шведской недомеланхолией") звучат многие композиции ISON, например - "Atlas":



Депрессивное настроение своей жизни выражал Trond Bråthen (1977-2012) в рамках свего музыкального проекта.



Несмотря на то, что женщинам пессимистическй настрой свойственен реже, чем мужчинам, а чувство "вселенского пессимизма" им не известно, скорее всего, вовсе, нечто драматико-проникновеное изображать получается - естественно, авторами этх песен являются мужчины:





При желании, вероятно, можно найти что-то пессимистическое у Бьёрк - это одна из немногих женщин, исполняющих песни собственного сочинения (опять же, не фундаментальный факт, она чуть ли не 15 лет была в мужских группах прежде чем начать пытаться сочинять что-нибудь самостоятельно). Скажем, песня "Pagan Poetry" по тону и смыслу впечатляет своей мрачной глубиною...



Правда, надо понимать, что слово "pagan" здесь используется в религиозном смысле - самим "язычникам" (они так себя не называли, это кличка, которую им налепили посторонние "доброхоты", чью деятельность можно видеть по тому же XX-му веку) подобное мироощущение было, несомненно, чуждо (они были живыми среди одухотворённой живой природы, где ничего не мертво; "пессимистические" нотки появляются только у гностиков - ранних христиан, которые были наполовину всё ещё язычниками и выступали с критикой именно с позиций Античного мира, катастрофу утраты которого они живо ощущали и даже легко могли предсказать всё, что будет происходить в последующем...).

Антинаталистом по убеждениям являтся прославленный итальянский авангардист Анджело Бергамини, могие композиции которого являются, несомненно, пессимистическими не ситуационно, а вкорне:



У самого Бергамини лицо такое, как будто он не улыбался ни разу в жизни.

Особо хотелось бы отметить проект Tearwave, чьи два альбома "Tearwave" (2007) и "Different Shade Of Beauty" (2008) поистине неимоверны и все песни в них звучат в тоне крайнего драматизма.





Какой же глубокой натурой нужно быть, чтобы создать нечто подобное... Просто нет слов.

Вот примерно так я представляю себе музыку вселенской печали, так сказать, выходящей далеко за рамки грусти или разочарования. Это всепоглощающее чувство во всех своих прихотливых обертонах, вероятно известное очень немногим, редкостно глубоким натурам. Я бы не рискнул взяться описывать этот мир представлений, но это есть у Шопенгауэра и прочих. Естественно, Лиготти на этом фоне - безродная шавка, которой пинка под зад можно поддать только, но если говорить об учёных мужах первых столетий новой эпохи, то там всё было крайне серьёзно и необычайно глубоко. Всё уходит в те, те времена...

В русском роке пессимистический тон и смыслы можно слышать в работах Андрея Мисина (отец русского дарк-фолька) и Инны Желанной (тоже какой-то мрачный фольк) в целом, в песне "С тех пор, как сгорели дома" Пикнинка и альбоме "Харакири" (1991) в целом, в песне "На счастье" Насти Полевой и альбоме "Невеста" (1993) в целом, у группы Энтропия (Красноярск) часто ("Больше ничего", "Скоро наступит", "Расскажи мне про Бога"), у питерскоц группы Игры, - их тему "Освобождение" я когда-то назвал самой странной песней в русском роке (оба их альбома "Крик в жизни" (1989) и "Детерминизм" (1989) очень странные...), - у Анатолия Звонаря. Если заглянуть ещё дальше в андерграунд, то обнаруживаются интровертивные и крайне мрачные композиции проекта 4:48 (это название такое), душераздирающие откровения Михаила Пошивайло (группа Другие) и нечто вообще трудноописуемое в виде работ Тоски Неясыть - это уже просто п---ц какой-то...

PS Я не назвал ряд других примеров, т.к. они для меня слишком дороги и я хотел бы, чтобы они оставались со мною и вообще были известны минимуму людей. Tearwave также лично близки, но к сожалению, я слишком часто о них упоминал, чтобы пытаться утаивать сейчас... Но кое-о-чём я не упоминал и не упомяну никогда!

Комментариев нет:

Отправить комментарий