Я очень мало кому уделяю своё персональное внимание, и о Ştiu Nu Ştiu мне вспоминать очень тяжёло, потому что я, в некотором роде, поверил в них и даже приветливо общался в "Фейсбуке", - дела группы вёл басист и заодно художник Карл-Хенрик Маттссон, - и никак не ожидал, что они так быстро сдуются. Я совершенно этого не ожидал, потому что у группы был ярко выраженный и очень фундаментальный личный почерк - невероятно представить, что его можно испортить, ибо это звучало довольно легко (для тяжёлого жанра, само собой). Сейчас, вспомнив о них в контексте новых работ проекта Four Stroke Baron, я решил бегло представить творчество Ştiu Nu Ştiu так, как если бы для кого-то это было открытием. Я сам был бы весьма рад услышать эти песни впервые, но это уже невозможно никак. Не в этой жизни, во всяком случае...
Классический состав группы: Линдал (вок., гит.) - Толандер (уд.) - Сандстрём (гит.) - Маттссон (бас, оформление, контакты)
Всё началось уже довольно давно, если смотреть из 2021-го года. Начала группа Ştiu Nu Ştiu, как это обычно бывает, с нескольких пробных записей, изданных в 2014-м году.
Я много читал об этой группе, - собственно, всё, что было, - уж очень она мне понравилась, и все рецензии были - а это большая редкость - исключительно в хвалебных тонах. Спустя годы, никто так и не поставил ни одной негативной оценки дебютной композиции проекта.
Ştiu Nu Ştiu называли лучшим неформальным дебютом Швеции, подчёркивался крайний цинизм, некий флёр "разочарованности" и ницшеанский имморализм текстов, а музыкальный диапазон был настолько широк, что включал эдак с полдюжины наиболее авангардных на данное время стилей, в числе которых пост-рок, атмосферный стоунер (появившись в Нидерландах, он только-только обретал популярность), Готика, шугейз/дримпоп, инструментальный эмбиент и даже шведская фольк-музыка. Вот этот последний момент вызвал у меня некий смешок, но я охотно принял и это. Правда, где там фольк - я в упор не слышу и по сей день. Я правда не специалист в Шведском фольке, каюсь...)
А потом грянул он - первый и, к сожалению, не последний полноформатник под названием "Fake End" (2016). К тому времени я с Маттссоном был чуть ли не на "ты" и охотно высказывался по всякому поводу, не уставая нахваливать стилистику группы. Я вообще сам себя не узнавал, чего это вдруг я воодушевился, как дурак. Ну да, последние остатки энтузиазма молодости, я как будто увидел свежие порывы вечной Юности в этих упоительных пассажах...) Я погрузился в эту иллюзию безоглядно и с головой, я хотел утонуть в ней и раствориться, ибо жизнь давно уж осточертела мне своей уродливой и вероломной реальностью... Я больше ничего не хотел знать.
Тогда я бы отдал душу сатане, чтобы побывать на концерте группы, но, к сожалению, даже записей не нашёл. Могу лишь предполагать, что звучало это убераль. А как же иначе?..
Меланхолический тон голоса Линдал (род. 19 нояб. 1987 г.) меня совершенно очаровал и где-то даже, скорее, околдовал. Много я слышал приятных голосов всяких необычайных милашек, но её голос понравился прям очень.
Шли годы, и я терпеливо ждал следующие работы группы. К тому времени Маттссон выписал из Японии новую бас-гитару, которую я тотчас окрестил Годзиллой, - полагаю, довольно точно. В дальнейшем Матт извлекал из этого баса все возможнейшие тяжёлые звуки - и это был откровенный перебор, честно говоря. Так группа шагнула - надеюсь, хоть с помощью моего пинка? - на скользкую дорожку заезженных мотивов и откровенного позёрства. (Успех делает их творца подонка и конформиста, и вместо того, чтобы бить по зубам, он пытается понравиться).
А потом Линдал ушла. Но почему? - спрашивал я Матта. Ну, она просто ушла. Без скандалов - её никто не выгонял. То есть как это? Ведь ясно, что всё очарование группы ушло как бы вместе с ней. Мне, скажем, это было очевидно.
Но они что-то записывали - я слышал куски и фрагменты этого кошмарчика. Уже тогда Матт совсем ополоумел со своим этим монструозным басом. Я так и знал, что он загасит нафиг всё...
Потом они отправились в туристические разъезды на Кипр, Сицилию - куда-то в афросредиземноморский ареал, где и надыбали эту лярву на роль новой вокалистки. Это была некая итальянская проститутка с лошадиным лицом - объезженная уже так, что выглядела лет на 10 старше своего возраста. Уж не знаю, какие доводы она привела своим ртом, но опыта вокалистки у неё вообще-то не было. Брать такую-то дешёвую кобылу на место очаровательной и притом очень опытной Линдал (я читал, что она в рок-тусовке чуть ли не с детства и участвовала в полдюжине проектов) - это было опрометчиво весьма.
Ну, и вышел этот второй полноформатник...
Послушал я это, стерпев где-то минуты две, выключил и затем старательно, год за годом, пытался забыть о существовании шведского проекта Ştiu Nu Ştiu (рум. "Знаю, что ничего не знаю"), генерируемого современным нидерландским художником в качестве убер-интеллектуального заскока на почве ницшеанизма и тыры-пыры. С остервенением захлопнул я эту книжку и пару раз ударил в стену, сильно. Кулаком, конечно. Если это вообще имеет значение...
Чёрт меня побери, подумал я, если я ещё когда-нибудь в кого-нибудь поверю. Это вершина глупости, и я её достиг. Да, нужно было пройти и это.
Так или иначе, я выдержал этот удар и, наверное, в чём-то стал сильнее. Опять же, если это имеет какой-то смысл...
О группе я больше не вспоминал. Как будто на грудь наср..., право слово.
В сентябре 2020-го они выпустили ещё песенку "Sista ordet", но на этом, полагаю, всё. Два клипа, пара неведомых концертов, два полноформатника - вот и всё, что останется в Вечности от данной инициативы. И ещё один огорчённый рюсся, который услышал в этом что-то...
PS В позднем Ştiu Nu Ştiu при желании можно увидеть некоторую схожесть с вымученным депрессивом Bethlehem. Ранние не похожи ни на кого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий