03 июля 2021

Азиатский отстой

Поразительно. но кризис киноискусства настолько системен и глубок, что поразил все кинематографические школы, в том числе и Азиатские. Несмотря на то, что Китай остаётся верным себе и в этом, являясь чуть ли не единственной страной, в которой кино привержено старым догмам, никаких шедевров китайцы однако же не создают. Что касается прочих... тут всё ужасно.

Казалось бы, есть сложившееся Японское кино и кино Корейское - делай себе работы в своём стиле, но нет, не получается! Последние фильмы производства Кореи и Японии удручают. Не в том дело, что это сделано "плохо", как раз картинка хороша. Но вот изюминки, вкуса какого-то нет. Красивые лица, словно манекены, вымученные сюжеты, которые утомительно скучны - куда делось очарование этого вида Искусства?..

Вот Корея, лента "Кисло-сладкий вкус любви" (2021) - на протяжении всего фильма нет и пяти минут, где бы герои фильма не жрали. И пусть мне хоть кто-нибудь объяснит, в чём тут смысл-то? Это нонсенс какой-то. Из 1 часа 40 минут - полчаса занимают сцены жратвы. И это не фильм про ресторан, как можно подумать, это просто сцены постоянного пожирания еды. Я совершенно не вкурил, к чему это свинство. Так мотал я фильм и мотал, наконец став раздражаться, и последние 10 минут просто не досмотрел, настолько он меня достал! И где же то Корейское кино, которое я называл лучшим в мире? Ещё пара подобных лент и я его просто возненавижу...

То же самое Япония, даже ещё хуже. Фильм "Лес самоубийц" (2021) - настолько невнятный, бестолковый шлак, что даже с перемотками я не дотянул и до середины! И это Япония, которая в 50-60-х годах создавала баснословные шедевры (и речь не только о Куросаве). Как будто в погоне за трешем и сюжетом утратилась путеводная нить, которую так ясно представляли себе старые мастера. И заметьте, я музыкант, у которого уши вянут от громыхающей какофонии моно-звучания фильмов до 70-х годов, однако эти старые ленты настолько великолепны, что даже при требовательности к звуку это не играет существенной роли. Плюс к тому, старые фильмы реставрируют, в том числе улучшая звук. Речь не об этом совершенно, - в современном кино звук самого высшего качества, но фильмы настолько отстойны, что это просто невыносимо!

Возникает вопрос: а можно ли ныне снимать хорошие, по-настоящему годные фильмы? Ответ: конечно же! Даже при коммерческом подходе можно делать первоклассное кино (если вспомнить, например, ленты с Майклом Дугласом); тут вопрос в подходе. Я бы даже сказал, что картинка чрезмерно хороша, и даже звук - пардокс! - слишком хорош. Не нужно делать столь стерильные картинки, пусть будет что-нибудь от артефактов. Пусть будет ржавчина и лёгкое дуновение ретро. Пусть кино будет старомодным и гемютным. Есть резон подумать и о чёрно-белом формате кино (правда, тут свои сложности). Кино, я полагаю, спасёт стильность. Нужны режиссёры с чувством вкуса. Нужны артистичные актёры - я имею в виду, от природы артистичные, а не надрессированные по методам хатха-йоги. Никакой громыхающей "циммеровской" музыки! Это гнусная гуннская похлёбка осточертела уже до невозможности. Нужны красивые элегии в ключе барокко, нужна выспренная драматичность. Никаких чёртовых хеппи-эндов! Пусть фильм ошарашит своим гротескным драматизмом и оставит на сердце кровавый шрам, как книга какого-нибудь польского драматурга. Пусть будет мало болтовни, но каждое слово пусть отзовётся в сердце зритель. Тут нужна тонкая и проникновенная работа. В современном кино снимают картинку, никто уже и не думает о зрителе. А о нём подумать надо бы, и предполагать причём, что зритель этот тонок и глубок. Он должен понять, что его понимают и любят... И именно поэтому вонзают в сердце его холодную сталь ножа и проворачивают дважды. Так фильм запомнится и, в конечном итоге, окупится.

Вот только под каким видом преподать это спонсорам? Какой прок в этом гротескном нуаре, кто станет это покупать? Нужно создать, возможно, некий новый жанр и срубить на этой волне бабла. Иначе говоря, пропихнуть великое и вечное Искусство с подачи холодного выверенного коммерциализма. А лучше всего это сделать на волне жанра. Вопрос лишь в том, что эту волну нужно создать. У корейцев это получилось, поэтому есть смысл академически исследовать Корейское кино периода 1995-2015 годов, чтобы найти работающие принципы. Там же не было всего этого бессвязного шума и гама, который мы видим сейчас с подачи кино. То же касается Японии, но гораздо более раннего периода - с послевоенных лет до 70-х. Сказать, что это кино хорошо - не сказать ничего. Что ни фильм - то шедевр. (Для примера можно назвать такие ленты, как "Не сожалею о своей юности" (1946), "Японская трагедия" (1953), "За толстой стеной" (1956), "Я хочу стать устрицей" (1959), "Вот и осень" (1960), "Женщина в песках" (1964), "Ямамото" (1968), "Мальчик" (1969) и, конечно, "Додескаден" (1970)). Нужно изучать эти работы мастеров, которые знали толк в том, как делать хорошее кино. Я предполагаю, что тут дело в очень сильной направленности фильмов на театральность, то есть упор делался на драматическую игру ярких, харизматических актёров с серьёзным театральным опытом. Плюс операторская работа и, конечно, сценарий (как правило, по мотивам какого-нибудь серьёзного литературного труда). Музыка даже и не играет роли (как ни странно). Главное, не подпускать к музыкальному оформлению тупоголовых гуннов - и всё будет ок. (Я всегда считал, что музыка в кино должна быть фоновой (в эмбиентном духе Бадаламенти), а не переть симфоникой, когда это даже неуместно. Минимализм, тонкота, фон - это всё, что требуется от музыки в кино именно. Какая-нибудь замечательная песня для титров (желательно эксклюзив). - Всё).

В-общем, кино в его нынешнем виде - худшая пост-культуральная помойка, которую только можно себе вообразить. Практически такая же дрянь, как и эмо-кор. Порой деменционная бессвязность сюжета и полнейшая бездарность актёров настолько удручающи, что фильм становится несмотрибельным даже с перемотками. Даже концовку нет желания смотреть. Ничего, кроме неприязни и крайнего раздражения. - Разве такие эмоции должно вызывать это Искусство?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий