Брезгливость вызывает уже название - Ницше б даже не стал читать (всхохотнул бы просто в своей манере), ну а я, угорая от этой безумной жары, читаю всякий именно потому, что в нормальном состоянии не стал бы тратить на это и минуты.
Клагес - обычная болтливая посредственность, прибившаяся к Мюнхенской тусовке (самым интересным городом Европы в первой четверти прошлого века был не Париж, а Мюнхен; там и русских много было). Авангард был явлением стихийным и огромная прорва нестабильных людей встала на дыбки. Были и стабильные - посредственности, которые зачем-то или почему-то хотели высказаться. В то время главными гуру были, понятно, Достоевский и Ницше (именно в таком главенстве в Германии, в России наоборот), а также в какой-то момент пукнул Вейнингер, но это была так себе kakashka, чистоплотные просто пригнорировали. По судьбе Клагеса - она скучна, как портянка - видно, что он сам толком не знал, к чему прибился. Где-то он подхватил словечко "космизм" (подозреваю, у русских, т.к. в XX-м веке в советское время это была главная фишка - русский космизм (16 ключевых авторов см. напр. в этом сборнике)) и мусолил его так и сяк, наподобие того, как Нойманн мусолил свою злополучную "новую этику". Убожество невероятное.
Ницше, повторю, это читать бы не стал, сделав выводы об авторе уже по названию. Физиономия его мне также не нравится. Правые его любили, потому что он светлопигментирован, но любой, кто что-то смыслит в антропологии, мгновенно увидит отнюдь не "викинга". Викинги, кстати, пришли в Скандинавию из Турции, лол (родина гаплогруппы I1). Светлая же пигментация кожи у индоевропейцев появилась где-то на границе современных Афганистана и Пакистана, а потом ещё через пару тысяч лет появился геном светлых глаз - в горах Памира (современный Таджикистан). Ну, это так, к слову, просто лишний раз пнуть евроцентристов. Ясно дело, в те годы никаких существенных данных не было, но вот пропаганды был, иначе не назовёшь, океанус...
И в этом океанусе плескался Клагес, как и многие. Всё же не повезло Ницше с эпохой... Все эти мелкие людишки, которые станут о нём судачить - разве к ним обращался он?
"Титаничные гномы" - так, например, ехидно обозвали парочку Ясперс - Хайдеггер (эмоциональный гомоэротизм, естественно, вряд ли дело зашло дальше робких поцелуев), - с этих клоунов же только поржать можно, какое-там "ницшеанство" к ляду )) "Традиционалисты" правда смешные, их просто в шок вгоняет, когда им нормально. увесисто отвесишь подзатыльник ) Добро пожаловать в реальность, петух.
Bon, уже первые несколько строк показывают, каким же жалким и примитивным человечком был Клагес. Всякий раз это впечатление чудовищной нечистоплотности, едва открываешь книжонку какого-нибудь немца. Ницше, как поляк, это тоже хорошо чувствовал, поэтому он и презирал свою материнскую (немецкую) линию, и тихо радовался, когда за границей его принимали, слава богу, за поляка, а не за немца. У него действительно была великолепная типажность польского аристократа, прямо такого канонического ) Клагес же выглядит как обычный белесый марран без намёка на качественный род. Одного взгляда достаточно, повторю, чтобы понять, что на чтение продукции подобного идивида не стоит тратить своё время. И я, в-общем, не думаю, что Клагес может заслуживать чего-то более, чем пролистывание пары десятков страниц. Интеллект - он же виден сразу. Если он есть.
Забавно видеть, как Клагес приписывает Ницше такие свойства, как ненависть, злорадство, "поношение" чего-то там - жалкий дурачок даже не представляет себе, в чём смысл был разглагольствований Фредерика. Его жизнь, что бы там ни говорили, была прекрасна...
Глава 2 - есть ли смысл продолжать? Я так Юнгера читал. Ну, то есть как "читал" - отлистал 10 страниц, всё понял с этим пассажиром и отправил его понятно куда. Мелкие людишки! "Уж лучше б к свиньям попал, а то - к немцам!", - это сам Ницше высказался...)) "Они приложат все усилия для того, чтобы из чудовищной судьбы изобразить мышь", - браво. браво. Ницше был мастер аллегорий, известно.
Всю 2-ю главу Клагес чешет нечто левое. Пропускаю эту чушь.
Глава 3 - "Основная тема". Ах да, это же только прелюдия была к рассказу (плюс "введение"). Немцы как бабы. ни грана конструктивности. "У немца, как у женщины, не добраться до основания, он лишён его: вот и всё" ("Ecce Homo. Как становятся самим собой", 1888, изд. 1908).
Отвратительная манера письма. - Пока единственное, что я могу сказать о прочитанном. Конструктивности жду.
"Если человек сорока лет говорит, что в двадцать побывал в Южной Америке, то, конечно, не может иметь в виду свое нынешнее тело, в котором нельзя найти ни единого атома того тела, которое, с позволения сказать, служило его Я убежищем двадцать лет тому назад. ". - Вот реально, есть смысл тратить время на чтение подобного мусора? Это даже не интеллектуально...
"...если я переоцениваю себя, то тем самым недооцениваю характеры других людей, а если переоценивает себя человек как таковой, то тем самым он недооценивает всех нечеловеческих существ и искажает общую картину мира". - Клагес такая дешёвка.
Турболистинг.
Главы 5-6 - ни о чём.
Глава 7 -т.ж.
Клагес феерическая пустышка, конечно.
Листаю.
В этой книжке блистательны только цитаты Ницше!
"...сейчас наша задача - собрать в одном месте все, что Ницше изложил относительно сознания окончательными выводами, и на кромке мощного света, который они изливают, выявить полярно связанную с ним тьму, а с нею вместе - глубочайший смысл его учения о жизни...". - Потребление пива вызывает необратимое отупение, да. ("Две вечные беды немцев - пивной алкоголизм и сифилис"). Ницше, вероятно, был единственным профессором в Германии, не будучи при этом пивным алкашом. (Сифилис у него был - наследственный от мамаши-немки!).
"Предположим, ницшевский человек-господин есть не просто пустой идеал, а нечто жизнеспособное: и все равно он не будет одним - властительной натурой! Что были, а отчасти и до сих пор есть властительные натуры, не подлежит никакому сомнению; их типизация нас здесь интересовать не должна; достаточно сказать, что мы не можем представить себе "прирожденного властителя" без двух следующих качеств: он не стремится к власти, потому что обладает властью, и он распоряжается властью, распределяя ее" (стр. 206). - Это надуманно, потому что власть расширяется бесконечно и структурируется тоже бесконечно. Прирождённый властитель (хорошее такое обозначение) будет властвовать в любых условиях и будет структурировать, каждому указывая его место, также в любой степени масштабности. Естественно, всё это сугубо умозрительно (т.к. и постановка у Клагеса тоже умозрительная). Примеры из истории, возможно, были (скажем, Империя Ахеменидов с её бесконечными, перманентынми войнами, кажется симпатичной), но в нынешних реалиях это, безусловно, форменный нонсенс. Впрочем, Пол Пот (тоже неплохо). (Последняя война, в которой человеческий фактор ещё играл первичную роль, были первые три года Гражданской войны в США; в последний год этой войны и начиная с этого времени, была только война технологий (так в следующей большой войне - Бурской войне - бездымный порох и дальнобойные ружья сделали возможным уничтожать противника с такого расстояния, при котором он тебя не видит; так обычные подростки-фермеры расстреляли профессиональных опытных солдат на горе Маджуба, - первое в череде болезненных поражений британцев); в предельно жутком виде это отобразилось реалиями Первой Мировой Войны, где человека не видно во-об-ще; - война машин).
"Ницше сгорел; но в пламени этого пожара два бьющихся друг с другом насмерть демона выковали его двуликое творение, которое... (ла-ла-ла)". - Это концовка, полагаю? Ура.
Вообще, отстой книжонка. Потратил ровно полтора часа. Лучше б милашку Нидаль лишний раз послушал...
О Достоевском, которого Ницше называл единственным человеком, у которого чему-то научился, Клагес, разумеется, ни разу не упомянул. Критические замечания Ницше о сути немецкой натуры и их деструктивной роли в истории, - а это, на секундочку, десятки страниц, - Клагес также проигнорировал (полностью!). Удивительного в этом, конечно, ничего нет, т.к. суть немца - "глубокая внутренняя нечистплотность"*.
------------------
PS Балто-славянин Ницше потешался над узкими лбами германцев и их пустыми бараньими глазами - быть может, Клагес, накропав свою чушь, просто таким образом мелочно отомстил?..
В любом случае - не стоит внимания. О Ницше хорошо писал наш Андрей Белый (1880-1934).
__________
* "Ecce Homo" (1888, изд. 1908)
Комментариев нет:
Отправить комментарий