12 августа 2020

Д/р Стюарта Гордона


Недавно умерший режиссёр Стюарт Гордон (11 авг. 1947, Чикаго - 24 март. 2020) был весьма знаковой фигурой в Лавкрафтианском синематографе. Именно ему принадлежат такие шедевры (или "шедевры"), как "Реаниматор" (1985), "Извне" (1986), частично "Некрономикон" (1993) и, конечно же, "Дагон" (2001). Последний, кстати, один из моих любимейших фильмов (был некогда), уж очень он атмосферный. Но на этом не всё. Гордон больше преуспел не в фильмах ужасов, а в фантастике. Именно в этом жанре он снял лучшие свои фильмы - "Крепость" (1992) и "Космические дальнобойщики" (1996), - оба чрезвычайно удачные. Даже и сейчас в первый раз смотришь их с отвисшей челюстью, а в 90-е это просто казалось невероятным. Фильма "Лекс", перевернувшего все представления о компьютерной космической анимации, пока ещё никто не видел на рашке, а вот "Крепость" в гнусавой местечковой мацковской озвучке Володарского видели все. (Чёрт, сколько ж фильмов изгадил этот тошнотный местечковый масквич!..)

Гордон был женат (или, быть может, замужем) на Кэролин Пёрди-Гордон, о которой/котором американцы, всегда озабоченные жареным, судачат как о трансвестите. Это вполне вероятно! Первое же впечатление, равно как и все последующие, было именно такое. Ну а если добавить, что в студенческие годы Гордон был ЛГБТ-активистом, то подозрения усиливаются. Своего бойфренда Гордон снимал в нескольких фильмах в довольно интересных ролях. Впрочем, это всё не имеет отношения к творческой работе Гордона как режиссёра. Фильмы почти все отменные.



Конечно, было большой ошибкой привлекать к Лавкрафтовской теме такого монстра, как Джеффри Кумбс, который был скорее полной противоположностью героя Лавкрафта, но это уже как общая претензия. Никто - никогда - ни ранее, ни сейчас - не снимал - и не снимет никогда - ничего даже близко подобного тексту Лавкрафта. Всегда это будет бухло, шлюхи и блэк-джек. "Дагон" с минетом на первой минуте - это лучшее, что могут сделать как на западе, так и на востоке (азиатская лавкрафтиана - такой же лютый треш, как и западоидная; один из таких фильмов я нашёл и залил на "Ютьюб" для фанатов лавкрафтовской темы: https://www.youtube.com/watch?v=jsl0tr5TkUs - ничего хорошего! всё то же софт-порно с бухлом и хихиканьем; но, если честно, я надеялся хотя бы на японцев, что они сделают что-то серьёзное; к сожалению, японцы знаменитым именно безумным кинотрешем...). Даже просто взглянуть на элементарный образ Герберта Уэста в истории Лавкрафта - Уэст невозмутимый, совершенно ледяной по психотипу голубоглазый блондин. Ужас ситуации нагнетается в контрасте от того, какими жуткими вещами он занимается как реаниматор мертвецов, и тем, как прозаично и невозмутимо он себя ведёт. Да человек ли это вообще?? - возникает вопрос. И от этого жутко становится до невозможности. А поскольку история рассказывается от лица компаньона Уэста, который всё это бурно переживает, ужас от происходящего передаётся и читателю. Эффект получается невероятный - и это метка Лавкрафта как мастера страшной истории. Он всегда рассказывает как наблюдатель (редко от первого лица), как бы вовлекая читателя во весь этот невообразимый ужас, и это накатывает и держит очень цепко. Мало кто так писал вообще...* (У Баркера тон наивно-инфантильный, как у любимца богов, которому дозволено смотреть в лицо чудовищам и разговаривать с ними, а у Лавкрафта герой - всегда жертва, в лучшем случае - успешно, да и то временно, обороняющаяся; ключевая антитеза Лавкрафта: "нам лучше ничего не знать об этом..."). А что у Гордона? Истеричный монголоидный бастард Уэст, щекочащий пятки мертвецам (это должно вызывать космический ужас, полагаю?) с нестираемой придурочной ухмыкой на роже, и одержимый случками компаньон, как будто сошедший со страниц гей-журналов, - это что, имеет хотя бы подобие схожести с историей Лавкрафта? Единственное общее, что можно найти, это название обоих работ - "Ре-аниматор". Вот и всё.

Короче. Я уже устал об этом говорить. Самое правильное, что можно сделать - это поступить как Клайв Баркер, то есть попросту самому снять фильм по своей собственной истории. И будет успех и будет потрясающий результат. А Гордон и подобные ему будут снимать только и сугубо коммерческий шлак. Ибо это, увы, только лишь бизнес, а не Искусство...

Лавкрафт же был человеком Искусства, обладателем совершенно невероятного, возможно беспрецедентного поэтического темперамента (пожалуй, даже ещё более сильного, чем у Кроули и Ницше, но тут можно немного спорить). Лавкрафт был невероятен и запределен - кто способен снять хоть кадр подобного космического масштаба?..

Гордон ж снимал г...но.

__________
Мой парафраз "Реаниматора" - не смог я удержаться, уж очень это литературно заманчиво - под названием "По ту сторону бытия" (2014) можно прочитать здесь: https://proza.ru/2014/07/25/1976 или здесь: http://samlib.ru/editors/t/tepesh_w_m/zov_mertvetzow.shtml (под названием "Зов мертвецов"). Кстати, я, как и подобает порядочному человеку, указал оригинальный исток идеи (если это неочевидно), и опубликовал его также в качестве фанфика по оригинальной истории Лавкрафта: https://ficbook.net/readfic/2213662, - я указал, что история написана по мотивам рассказов Лавкрафта "Реаниматор" и "Возлюбленные мертвецы" (отсюда и два названия у моего рассказа). Кстати, там был вот такой отзыв: "Великолепный слог. Как будто читаешь самого Лавкрафта." (https://ficbook.net/readfic/2213662/comments#content). Но я в этом очень сомневаюсь... Написано ужасно, подражать Лавкрафту- безумие. Но у рашкованов всё ещё хуже во много раз (типичный слабоумный сруский сблёв напр. "шурик уэст - реаниматор", - вот это всё, на что они способны). Также не могу не отметить, что слогу Лавкрафта можно хотя бы подражать и держаться подобия стилистики, а вот так, как писал Баркер, не может никто! Подлинная уникальность - это именно книги Баркера. Лавкрафтиана - это просто вселенная, в которой можно находиться. Магический мир Баркера - место, куда могут попасть лишь единицы... Ну, про Кинга я вообще просто молчу - обычные коммерческие поделки, таких всегда было много.

Комментариев нет:

Отправить комментарий