08 августа 2019

Потому что венгр

Га́бор Са́бо (венг. Szabó Gábor8 марта 1936Будапешт — 28 февраля 1982, там же) — известный американский джазовый гитарист венгерского происхождения. Один из первых смешал джаз с рок-музыкой и национальными мотивами. Габор Сабо в ранних 60-х известен своими экспериментами со звуком и инструментами: ещё до Джимми Хендрикса он стал использовать эффект обратной связи («фидбек»), раньше The Beatles применил ситар, внедрил латиноамериканские ритмы в музыку ранее Сантаны. Значительное влияние Габора Сабо на своё творчество признают такие музыканты, как Карлос СантанаДжон МаклафлинРобби Кригер и Ларри Корьелл.

Габор Иштван Сабо родился в Будапеште в Венгрии 8 марта 1936 года. Вдохновлённый вестернами о ковбое Рое Роджерсе, Сабо в 14 лет начал самостоятельно учиться игре на гитаре, которую отец подарил ему на Рождество, при этом разрабатывая свою собственную манеру исполнения. В это же время, под впечатлениям от радиопрограмм Уиллиса Коновера с радиостанции Голос Америки юный Сабо начинает проявлять интерес к джазу. «Я, как Джонни Смит и Тэл Фарлоу старался подражать их героям.» Где-то в это время Сабо начинает играть с местными группами в ночных клубах, пытаясь играть джаз и даже участвует в записи сессии, под руководством Мирны Белла, что было как раз перед его отъездом из социалистической Венгрии, накануне путча 1956 года.



...к 1981 году, с чувством усталости и разочарования, под давлением пагубной привычки [наркозависимость], Сабо последний раз приезжает на родину. Оказавшись дома, он воссоединяется со старыми друзьями перкуссионистом Аттилой Гарай и бас-гитаристом Петером Дандо и дает выступление в шоу венгерского телевидения PULZUS в Будапеште в поддержку европейского релиза своего последнего альбома FEMME FATALE. В начале декабря 1981 года Сабо становиться плохо и его госпитализируют с признаками болезни почек и печени. Однако после незначительного улучшения, Габор Сабо наконец поддался болезни, которой он страдал, и 26 февраля 1982 года умер в больнице. Музыкант был похоронен в Будапеште.

ВИКИ

Это тот случай, когда необычайный талант и самородок, предвосхитивший "Битлс", Хендрикса и Сантану, был задвинут в тень и никогда не был признан лишь только потому, что он венгр. Всю историю можно видеть, что венгров боятся и стараются не замечать, совершенно игнорируя их выдающийся ум и редкую талантливость. Никто, вероятно, это толком так и не оценил. Случай Сабо - один из характерных примеров.

PS Сабо предвосхитил также и Телемитский стиль в музыке; в качестве примера приведён альбом 1968 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий