Всем латинянам, к коим относятся итальянцы, испанцы, в меньшей степени португальцы, французы, в каком-то смысле бельгийцы и австрияки (австро-чехи), а в широком понимании - все испаноязычные народы, свойственно некое апокалиптическое восприятие действительности. Даже у рациональных авторов, вроде Ренана, это проступает жутковатой и необычной атмосферой, титульным образом переданной в жанре Барокко. Вторым великим жанром латинян является Готика (которую вполне можно расценивать как более современную трактовку Барокко).
Трудно сказать, является ли это религиозной чертой (латиняне - католики), географической (латинские народы - южные) или, может быть, антропологической (латиняне в основе представляют различные компоненты из кельтских и иберийских народов), либо же существенны все факторы, ясно лишь одно - понимать суть Барокко и Готики могут лишь латиняне. Они очень гордятся этим и относятся к этому ревниво, и мы, что ж, не претендуем на понимание этих удивительных проформ Искусства. При этом интересно, что не существует академического или некоего консенсусного определения, что это вообще такое - Барокко. Примерно сходятся в представлении о том, что это некий вычур, гротеск, что-то ужасное и безобразное, либо неизъяснимо прекрасное и до крайности утончённое. По моим представлениям Барокко это крайняя, предельная прихотливость, переходящая в вычурность. Также Барокко я рассматриваю как гиперклассицизм. В моём представлении Классика - это не нечто закоснелое и музейное, застывшее в своей форме, а напротив - нечто динамичное и, более того, революционное. Классика - это живое Искусство, которое постоянно развивается, обновляется и всегда свежо. Классика - это в первую очередь изысканность, а потому - изменчивость. С Готикой чуть попроще, но по смыслу это примерно то же, что и Барокко, просто скорее относится к литературе и музыке, тогда как Барокко это скорее о живопись и мода, хотя и Барочная музыка также представлена восхитительными и многочисленными образцами, кои грубо делятся на южные (собственно Барокко латинян) и северные (пресноватое - если не сказать стерилизованное - Барокко северной, протестантской Европы).
Что тогда Апокалиптичность? Это один из Барочных аспектов. Возникает как вспышка - жутко и непонятно. Минуя логику, не претендуя на фактичность, Апокалиптика ошеломляет атмосферой непостижимого гротеска и напористого изыска.
Смысл только в этом. Некая тёмная сублимация. Девиз Барокко (как я его для себя выделил): Искусство должно либо ужасать, либо вызывать благоговение. В этом есть глубокий католицизм: в мире, где забыли страх божий, его проявления могут быть только ужасными. - Поразительное и неожиданное совпадение с догмами шиваизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий